Словарь компьютерных терминов. Глоссарий информатика и икт Словарь терминов по информационно коммуникационным технологиям

Глоссарий - это словарь основных терминов, которые употребляются в произведении или каком-либо источнике. Для изучения информатики каждый должен составить свой собственный глоссарий по информатике .

  • ASCII текстовый файл - Файл, в котором применяются только символы кода ASCII (American Standard Code for Information Interchange - Американский Стандартный Код для Обмена Информацией), именно у этих файлов расширение *.TXT.
  • CD-ROM – дисковод для воспроизведения информации, записанной на компакт-дисках.
  • FAT – таблица размещения файлов.
  • FTP (File Transfer Protocol) - протокол передачи файлов. Набор протоколов, с помощью которых можно передавать файлы с одного компьютера на другой.
  • HTML (Hypertext Markup Language) - язык гипертекстовой разметки, используемый во всемирной паутине. Это набор кодов, который вводится в документ для обозначения, например, связей между его частями.
  • IBM PC - наиболее распространенный тип персональных компьютеров.
  • Internet-провайдер - фирма, которая обеспечивает доступ в Интернет. Провайдер обычно не предоставляет клиентам никаких собственных материалов, а имеет лишь свою страницу во всемирной паутине.
  • Intranet-сеть - корпоративная локальная сеть, создаваемая фирмой для того, чтобы обеспечить связь между ее сотрудниками на рабочих местах и различными филиалами этой фирмы.
  • ISDN (Integrated Services Digital Network) - система связи, позволяющая передавать информацию в цифровой форме. У ISDN-связи есть два преимущества: время передачи данных резко сокращается, а скорость связи значительно увеличивается, достигая 64 000 бит/сек.
  • LAN (Local Area Network) - локальная вычислительная сеть.
  • Laptop – портативный компьютер «наколенного» формата. Обычно такой компьютер может переноситься, как небольшой чемоданчик. Типичная масса – от 4 до 10 кг.
  • Linux - многопользовательская ОС с сетевой оконной графической системой X Window System для IBM-совместимых ПК и рабочих станций.
  • login (вход, начало сеанса связи) - получение доступа к компьютеру после ввода имени и пароля.
  • Macintosh - персональные компьютеры, выпускаемые компанией Apple.
  • MS DOS - устаревшая операционная система для компьютеров IBM PC, созданная компанией Microsoft.
  • Telnet - программа, которая позволяет подключаться к другим компьютерам в Интернете и запускать на них программы. При этом на вашем компьютере видны результаты работы этих программ.
  • UNIX – операционная система, созданная Кеном Томпсоном и Деннисом Ричи из Computer Research Group в 1969 году.
  • URL (Uniform Resourse Locator) - универсальный указатель источника - точный адрес в Интернете, служащий для определения местонахождения документа и доступа к нему.
  • Usenet (Usernet Work) - Так называется пользовательская сеть, поддерживающая группы новостей и телеконференции. Возникла в 1979 г., когда два американских университета начали обмениваться с ее помощью информацией.
  • WAN (Wide Area Network) - сеть широкого распространения. Сеть, которая соединяет между собой машины, находящиеся очень далеко друг от друга, обычно с помощью телефонных линий.
  • Web-узел, web-сайт - основной элемент WWW - определенное место, или адрес, всемирной паутины, обратившись к которому можно найти материалы по какой-либо конкретной теме. Связанные между собою web-сайты и образуют всемирную паутину.
  • WWW (world-wide web) - всемирная распределенная сеть электронных библиотек.
  • Адаптер - устройство для согласования параметров входных и выходных сигналов других устройств с целью их сопряжения.
  • Алгоритм – 1. Конечная последовательность общепонятных предписаний, формальное, не требующее проявления человеческой изобретательности, исполнение которых позволяет за конечное время получить решение некоторой задачи или любой задачи из некоторого класса задач. 2. Пошаговое описание решения задачи, ведущее к получению верного однозначного результата, выполненное на одном из алгоритмических языков.
  • Алгоритмизация - составление алгоритмов для решения поставленных задач.
  • Алгоритмические ошибки - ошибки в методе, постановке, сценарии и реализации.
  • Алгоритмический язык - язык описания алгоритмов.
  • Антивирусная программа - программа для защиты компьютера от компьютерных вирусов.
  • Аппаратура - технические средства, физическое оборудование - механические, магнитные, электрические, электронные устройства.
  • Архив - хранилище данных во внешней памяти.
  • Архивирование - процесс сжатия файлов с целью хранения их в более компактном виде. С технической точки зрения архивирование представляет собой анализ значений и частоты появления байт в файле, выполняемый специальной программой-архиватором.
  • Архитектура ЭВМ - совокупность общих принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности ЭВМ при решении соответствующих классов задач.
  • Атрибуты файла - дополнительные параметры, определяющие свойства файла.
  • База данных - хранилище интегрированных и коллективно используемых данных, организованное с целью обеспечить независимость структур хранимых данных от обрабатывающих программ, оптимизировать использование памяти и время доступа.
  • База знаний - совокупность семиотических моделей данных, выраженная в понятиях определенной проблемной области, организованная таким образом, чтобы обеспечить независимость языка общения с нею от специфики СУБД.
  • Базовое программное обеспечение – самый низкий уровень программного обеспечения, отвечающий за взаимодействие с базовыми аппаратными средствами.
  • Байт - единица количества информации, равная 8 битам.
  • Бит - наименьшая единица измерения объема информации, величина, принимающая значение 0 или 1.
  • Брандмауэр (firewall) - программа, которая образует границу между сетями, перекрывая свободный доступ из Интернета в локальную сеть.
  • Браузер - компьютерная программа, позволяющая находить и просматривать гипертекстовые документы, опубликованные в Сети и на компьютере
  • Буфер обмена - область памяти, в которую временно помещается вырезанный или скопированный фрагмент документа или графическое изображение при выполнении команд Копировать (Copy) или Вырезать (Cut).
  • Видеоконтроллер – устройство формирующее изображения в видеопамяти.
  • Винчестер (HDD) – несъемный жёсткий магнитный диск (пакет дисков).
  • Виртуальная реальность - искусственный мир, созданный программистами.
  • Вирус - программа или фрагмент программ, причиняющий вред компьютеру и данным. «Прицепившись» к другим программам или файлам, они искажают информацию, удаляют файлы и т.п.
  • Внешняя память (ВЗУ) - предназначена для размещения больших объемов информации и обмена ею с оперативной памятью.
  • Внутренняя память - часть памяти компьютера, неотъемлемая от машины. Любые данные во внутренней памяти оперативно доступны центральному процессору.
  • Входные данные - данные, вводимые в ЭВМ.
  • Выходные данные - данные, выводимые из ЭВМ.
  • Вычислительная машина - устройство для организации автоматических вычислений и обработки информации.
  • Вычислительная сеть - совокупность ЭВМ, объединенных сетью связи, позволяющей компьютерам проводить обмен информацией.
  • Вычислительная система - объединение вычислительных машин для организации хранения, обработки и поиска информации.
  • Вычислительная техника - совокупность устройств, предназначенных для автоматической или автоматизированной обработки данных.
  • Гиперссылка - текст или графическое изображение на сайте или в письме электронной почты, указывающий на другой файл, который может быть расположен в Интернете, и позволяющий перейти к этому файлу.
  • Гипертекст (hypertext) - Так называется система просмотра текстовой, графической и другой информации на экране монитора при помощи гиперссылок, которые связывают друг с другом страницы гипертекстового документа.
  • Графический редактор - программа, предназначенная для автоматизации процессов построения на экране дисплея графических изображений. Предоставляет возможности рисования линий, кривых, раскраски областей экрана, создания надписей различными шрифтами и т.д.
  • Данные - информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.
  • Двоичное кодирование - система представления данных последовательностью двух знаков: 1 и 0.
  • Диаграмма - графическое представление данных. Они используются для анализа и сравнения данных, представления их в наглядном виде.
  • Дисплей - устройство отображения информации на электронном экране.
  • Дистанционное обучение - обучение на расстоянии с использованием учебников, персональных компьютеров и сетей ЭВМ.
  • Драйвер - программа, управляющая каким-либо модулем компьютера или периферийным устройством (мышью, принтером, памятью и т. д.).
  • Инструментальное ПО - предназначено для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ.
  • Интернет - международная компьютерная телекоммуникационная сеть.
  • Интерпретатор - система интерпретации (выполнения) программ на ЭВМ.
  • - научная дисциплина, изучающая структуру и свойства информации, а также закономерности процессов обмена информацией при устном и письменном общении до формальных процессов обмена посредством различных носителей информации.
  • Информационная система - организация совокупности документов с использованием средств вычислительной техники и телекоммуникационной связи.
  • Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
  • – сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.
  • Искусственный интеллект - компьютерные системы, моделирующие или воспроизводящие интеллектуальную деятельность.
  • Каталог (папка) – определенное место на диске (в области данных диска), где содержится информация о файлах и подкаталогах, привязанных к данному каталогу.
  • Кибернетика - наука об управлении и связи в природе и в обществе.
  • Клавиатура - набор клавиш для ручного ввода данных.
  • Клавиша - элемент ручного управления, срабатывающий от нажатия.
  • Кластер - группа смежных секторов.
  • Ключ - данные, определяющие возможность доступа к другим данным.
  • Книга в Excel - это файл, используемый для обработки и хранения данных.
  • Код - набор знаков в совокупности со схемой кодирования для представления информации в виде данных.
  • Кодирование данных - выражение данных одного типа через данные другого типа.
  • Количеством информации -числовая характеристика сигнала, отражающую ту степень неопределенности (неполноту знаний), которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. Эту меру неопределенности в теории информации называют энтропией.
  • Компилятор - система трансляции программ с одного языка на другой.
  • Компьютер - электронный прибор, предназначенный для автоматизации создания, хранения, обработки и транспортировки данных.
  • Компьютерная сеть - совокупность компьютеров и других устройств, объединяемых вместе с помощью сетевых кабелей таким образом, что они могут взаимодействовать друг с другом с целью совместного использования информации и ресурсов.
  • Компьютерный вирус – программа, способная размножаться самостоятельно, дописывая свой код к другим файлам или в служебные области диска.
  • Консоль - средство для контроля за работой вычислительной системы и для управления ею вручную.
  • Контроллер - устройство управления внешними устройствами.
  • Концентратор (Hub хаб) -устройство повторяют всю информацию, которую они получают, то есть все устройства, подключенные к портам концентратора, получают одну и ту же информацию.
  • Курсор - значок для указания места на экране ЭВМ.
  • Легенда - область, позволяющая сопоставить каждому из рядов данных на диаграмме цвет и стиль оформления.
  • Логические функции - функции, принимающие логические значения «истина» или «ложь».
  • Логические элементы - устройства, на входах и выходах, на которые могут появляться сигналы 0 или 1.
  • Магнитные диски - средство хранения информации, программ и данных в ЭВМ.
  • Маршрутизатор (router). Это специальное устройство для соединения различных локальных сетей. Маршрутизаторы контролируют данные, пересылаемые из одной сети в другую. Они просматривают адреса получателей, указанные на пакетах данных, и направляют эти пакеты по назначению.
  • Мастер диаграмм - Средство для создания в электронных таблицах диаграмм данных.
  • Межстрочный интервал - суммарная высота каждой строки текста в абзаце.
  • Микропроцессор - программируемое устройство обработки данных, выполненное на основе одной или нескольких больших интегральных схем.
  • Моделирование - выявление свойств каких-либо объектов, систем объектов или процессов путем построения и исследования их моделей.
  • Модем (модулятор-демодулятор) - устройство преобразования данных к виду, принятому для определенного типа линий связи и обратно.
  • Модуль (библиотека) - четко определенная функциональными свойствами часть какой-либо хорошо структурированной системы. Внутреннее строение модуля для функционирования системы, как правило, значения не имеет.
  • Мост (bridge) - устройство объединяющее сети с разными стандартами обмена, например, Ethernet и Arcnet, или нескольких сегментов (частей) одной и той же сети, например, Ethernet.
  • Мышка - приспособление, которое можно перемещать по столу и которое подсоединено к ЭВМ.
  • Носитель - материал либо устройство, на который могут быть занесены данные.
  • Оперативная память - служит для приема, хранения и выдачи информации.
  • Операционная система - совокупность программных средств, обеспечивающая управление аппаратным и программным обеспечением.
  • Отладка программ - процесс поиска и исправления ошибок в программах на ЭВМ.
  • Пакет данных - способ передачи информации в Интернете. Любая информация при отправлении «разрезается» на части и «раскладывается» в пакеты объемом не более 1500 знаков каждый. Чтобы такой пакет не попал мимо цели, он содержит поле адреса, в котором указаны имя файла и инструкции о последующих действиях.
  • Пакет программ - комплект программ, объединенный по принципу класса решаемых с его помощью задач.
  • Персональный компьютер - это настольная или переносная ЭВМ, удовлетворяющая требованиям общедоступности и универсальности применения.
  • Пиксель (pixel) - минимальная единица для отображения на экране монитора. Применяется для указания размеров графики.
  • По умолчанию - определение, обозначающее, что при открытии документа или выполнении какой-либо команды будут автоматически применены кем-то (либо разработчиком, либо пользователем) установленные ранее параметры при отсутствии дополнительных указаний (действий) пользователя. Установки "по умолчанию" можно изменить в зависимости от конкретных потребностей.
  • Подпрограмма - программа решения некоторой задачи, синтаксически оформленная по правилам какой-либо определенной системы программирования так, что она может быть использована в качестве конструктивного элемента при решении более общей задачи на компьютере.
  • Поиск данных - отбор данных по определенной комбинации признаков.
  • Пользователь - лицо или организация, применяющие средства обработки данных для решения прикладных задач.
  • Пользовательский интерфейс - методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.
  • Постоянная память - обеспечивает хранение и выдачу информации. В отличие от содержимого оперативной памяти, содержимое постоянной заполняется при изготовлении ЭВМ и не может быть изменено в обычных условиях эксплуатации.
  • Преобразование данных - перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.
  • Прикладное программное обеспечение -комплекс программ, с помощью которых на данном рабочем месте выполняются конкретные задания.
  • Принтер - печатающие устройства, подсоединяемые к компьютерам.
  • Приоритет - ранг задачи, характеризующий ее преимущественное право на получение ресурсов системы по отношению к другим задачам.
  • Пробел - литера, которая представляется отсутствием изображения.
  • Программа - синтаксически оформленная по правилам какого-либо языка программирования последовательность предложений, имеющая в том или ином смысле самостоятельное значение.
  • Программирование - теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ.
  • Программное обеспечение (software) - совокупность программ для определенной заранее обработки данных и необходимых для их эксплуатации документов.
  • Протокол - совокупность правил, описывающих то, как программы и компьютеры должны действовать, когда они взаимодействуют друг с другом.
  • Протокол передачи гипертекста HTTP (Hypertext Transfer Protocol) - набор правил и процедур, регулирующих взаимодействие между серверами и компьютером пользователя.
  • Процессор, или микропроцессор - основное устройство ЭВМ, предназначен для выполнения вычислении по хранящейся в запоминающем устройстве программе и обеспечения общего управления ЭВМ.
  • Пункт - единица измерения размера шрифта (в том числе в компьютерных системах, например, в MS Word). Размер шрифта называется кеглем. 1 пункт приблизительно равен 0,354 мм.
  • Путь - цепочка соподчиненных каталогов, которую необходимо пройти по иерархической структуре к каталогу, где зарегистрирован искомый файл.
  • ПЭВМ - персональная ЭВМ, компьютер.
  • Рабочая станция - специализированная высокопроизводительная ЭВМ, ориентированная на профессиональную деятельность в определённой области (обычно САПР, графика), имеющая, поэтому дополнительное оборудование и специализированное программное обеспечение.
  • Разрешение - показатель качества графического изображения. Измеряется в точках на дюйм - dpi (dots per inch). Количество dpi - показатель разрешения, с которым печатает принтер или вводит изображение сканер. С увеличением разрешения качество изображения возрастает.
  • Редактор текстов - программа подготовки и редактирования текстов на ЭВМ.
  • Реляционная база - база данных, в которой информация хранится в форме таблиц.
  • Ряд данных на диаграмме - набор связанных между собой элементов данных, соответствующий одному столбцу или одной строке таблицы данных.
  • Сектор - минимальное логическое пространство на жёстком диске.
  • Сервер - ЭВМ, предоставляющая свои ресурсы другим пользователям. Различаются файл-серверы, серверы печати, серверы баз данных и др. Наличие сервера всегда предполагает наличие других ЭВМ, которые связаны в сеть. Сети и серверы – это неразделимые понятия. ЭВМ, которую обслуживает сервер, называется клиентной рабочей станцией или просто клиентом.
  • Сигнал - (от латинского signum - знак) представляет собой любой процесс, несущий .
  • Система глобального поиска - программа, позволяющая искать и находить в интернет материалы по той или иной теме.
  • - согласованный набор приемов, правил для представления числовых данных.
  • Системное программное обеспечение - это комплекс программ, которые обеспечивают эффективное управление компонентами вычислительной системы. Оно реализует связь аппаратного и программного обеспечения, выступая как "межслойный интерфейс" с одной стороны которого аппаратура, а с другой приложения пользователя.
  • Системный интерфейс - это конструктивная часть ЭВМ, предназначенная для взаимодействия ее устройств и обмена информацией между ними.
  • Сканер - устройство ввода. Служит для ввода в компьютер разнообразных изображений. С помощью программ распознавания текста, позволяет получать текст, пригодный для редактирования.
  • Служебное программное обеспечение (утилиты) - обеспечивает автоматизацию проверки, наладки и настройки компьютерной системы.
  • Сообщение - информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.
  • Спам (англ. spam) - Нежелательная корреспонденция рекламного или иного характера, массово рассылаемая людям, не выразившим желание её получать.
  • Список - несколько абзацев, каждый из которых начинается или с некоторого символа (маркированный список), или с последовательно изменяющегося номера (нумерованный список).
  • СУБД - система управления базами данных. Система для определения, создания и использования баз данных, обеспечивающая целостность баз данных, восстановление, проверку правильности и секретности данных.
  • СуперЭВМ - сверхпроизводительная компьютерная система, предназначенная для решения задач, требующих больших объёмов вычислений. К таким задачам относятся задачи аэродинамики, ядерной физики и физики плазмы, сейсмологии, метеорологии, обработки изображений и др.
  • Терминал - устройство, подключенное к более мощной ЭВМ, не предназначенное для работы в автономном режиме и обеспечивающее ввод-вывод информации и команд пользователя.
  • Устройства ввода-вывода - служат соответственно для ввода информации в ЭВМ и вывода из нее, а также для обеспечения общения пользователя с машиной.
  • Файл - логически связанная совокупность данных или программ, для размещения которой во внешней физической памяти выделяется именованная область.
  • Файловая система - Часть операционной системы, управляющая размещением и доступом к файлам и каталогам на диске.
  • Флоппи-диск (дискета) – съемный гибкий магнитный диск.
  • Флэш-память - это энергонезависимая полупроводниковая перезаписываемая память с произвольным доступом (Random Access Memory, RAM).
  • Функциональная клавиша - клавиша из группы клавиш с программируемыми функциями.
  • Шаблон документа - специальный вид документа, например, MS Word, предоставляющий ряд готовых средств для формирования окончательного документа.
  • Шина - физический канал передачи электрических сигналов в компьютере для связи между устройствами.
  • Шлюз (gateway) - устройство для соединения сетей с сильно отличающимися протоколами, например, для соединения локальных сетей с большими компьютерами или с глобальными сетями.
  • Электронная почта (Е-mail) - интернет-служба, позволяющая пользователям отправлять сообщения с одного компьютера на другой.
  • Электронная таблица - электронный документ подобный обычной таблице, в ячейках которой записаны различные данные и формулы для вычислений.
  • Язык программирования - система обозначений для описания программ (алгоритмов и структур данных).
  • Ячейка - независимо адресуемая последовательность смежных позиций в оперативной памяти вычислительной машины, содержимое которых выбирается за одно обращение.
  • Браузер (browser, Web-браузер) – программа для просмотра материалов в Интернет. программное обеспечение, позволяющее пользователям просматривать документы во всемирной паутине Интернет (WWW).
  • Веб (Web) 2.0. - новое поколение (дальнейшее развитие) Интернет, где главным становится взаимодействие людей, создающих новый контент (определение --Дмитрий Гавриков)Особенностью web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента (Тим О Рейсли).
  • Всемирная мультимедийная среда – World Wide Web (WWW) – всемирная информационная среда, связанных в сеть компьютеров.
  • Гиперссылка – ссылка от одного электронного информационного объекта к другому (например, из текста к примечанию или элементу списка литературы, из одной энциклопедической статьи к другой).
  • Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
  • Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы).
  • ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и деятельностном аспектах, научно-педагогические области: преподавание учебного предмета с использованием ИКТ; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса с привлечением средств ИКТ; автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  • Информатизация образования – процесс обеспечения образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ.
  • Кейс-технология - вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей - тьюторов традиционным или дистанционным способом.
  • Открытое образование – система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся.
  • Сайт – набор Web-страниц, составляющих единое целое (посвященных какой-либо одной тематике, либо принадлежащих одному и тому же автору).
  • Сетевая технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
  • Тьютор - методист, преподаватель или консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы обучения.
  • Фасилитатор - специалист по организации и проведению групповой работы. Специалист, стимулирующий работу группы либо подгруппы при выполнении того или иного задания в процессе тренинга. Это могут быть тренер, котренер либо ассистент тренера

Государственная академия наук

Российская академия образования

Институтинформатизацииобразования

Толковый словарь

терминов понятийного аппарата информатизации образования

Москва, 2009

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2009. – 96 c.

ISBN 978-5-904572-01-3

Разработано в Учреждении Российской академии образования «Институт информатизации образования» (ИИОРАО).

Составители:

И.В. Роберт – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,

Т.А. Лавина – доктор педагогических наук, профессор.

В работе над созданием словаря принимали участие сотрудники ИИО РАО:

Данилюк С.Г., д-р техн. н.; Козлов О.А., д-р пед. н.; Мухаметзянов И.Ш., д-р мед. н.; Павлов А.А., д-р техн. н.; Романенко Ю.А., д-р техн. н.; Сердюков В.И., д-р техн. н.; Босова Л.Л., к. пед. н.; Ежова Г.Л., к. пед. н.; Касторнова В.А., к. пед. н.; Мартиросян Л.П., к. пед. н.; Прозорова Ю.А., к. пед. н.; Усенков Д.Ю.

В толковый словарь включено более 200 терминов понятийного аппарата новой отрасли педагогической науки (информатизация образования). Понятийный аппарат информатизации образования является результатом 20летних исследований научной школы, сложившейся в ИИО РАО. Особенностью толкового словаря является наличие в нем (для всех терминов) библиографических ссылок на источники, которые были использованы при формулировке терминов.

Издание адресуется научным сотрудникам, учителям, преподавателям учреждений профессионального образования, специализирующимся в области информатизации образования, а также всем специалистам сферы образования, деятельность которых связана с созданием и использованием средств информационных и коммуникационных технологий для образовательных целей.

Электронная версия толкового словаря выставлена на сайте ИИО РАО: http://www.iiorao.ru

Автоматизация обучения – обучение, при котором часть рутинных функций, выполнявшихся ранее преподавателем, передается автоматическим устройствам, реализующим возможности информационных и коммуникационных технологий .

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебновоспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждени-

ем (системой образовательных учреждений) – поддержание заданной степени комфорта деятельности работника сферы образования на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий в процессе ведения делопроизводства в образовательном учреждении, а также в профессиональной деятельности учителя-предметника, методиста, органи-

затора учебно-воспитательного процесса. Основные функции средств информационных и коммуникационных технологий в процессе автоматизации информационной деятельности в образовательном учреждении и организационного управления процессами документооборота: об-

щая обработка документов, их верификация и оформление; локальное хранение документов; обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге; дистанционная совместная работа пользователей над документом; поддержка «безбумажного» общения между пользователями с их рабочего места; различные виды информационного взаимодействия по телекоммуникациям; персональная обработка данных и документов, в том числе дистанционная, средствами телекоммуникаций; коллективная обработка данных, документов средствами телекоммуникаций; обмен информацией между базами данных; использование распределенного информационного ресурса; объединение электронной и вербальной коммуникаций; ведение персональных баз данных, в том числе удаленного доступа; ввод/вывод данных или фиксиро-

ванных форм документов. С редства информационных и коммуникационных технологий в процессе автоматизации информационной деятельности учреждения обеспечивают: информаци-

онную поддержку современных методов ведения делопроизводства в образовательном учреждении, в том числе документооборота; оперативность принятия управленческих решений с возможностью дистанционного оповещения о принятых решениях; оперативное планирование, проектированиеиуправлениеучебно-воспитательнымпроцессом.

Автоматизированная обучающая система (АОС) – компьютерная эргатическая система ,

предназначенная для оптимизации процесса обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий на основе автоматизации процессов управления деятельностью обучаемого .

Автоматизированная система лабораторного практикума – комплекс технических и про-

граммных средств, обеспечивающих проведение лабораторных работ и экспериментальных исследований непосредственно с физическими объектами и (или) математическими, информационно-описательными, наглядными моделями, представленными на экране ЭВМ .

Автоматизированная система управления (АСУ) – система управления любым объектом, реали-

зующая возможности информационных и коммуникационных технологий, в которой человек принимаетнепосредственноеучастие .

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – комплекс технических, программных и методических средств, обслуживающих рабочее место пользователя, обеспечивающий осуществление информационной деятельности, информационного взаимодействия и доступ к ин-

формационным ресурсам .

Администратор базы данных – лицо или группа лиц, занимающихся текущим управлением базой данных и отвечающих за технологию ее работы. Основные функции: обеспечение надежности функционирования, поддержание целостности, обеспечение санкционированного доступа, реструктуризация, актуализация данных и пр. Инструмент управления – специальное программное обеспечение .

Администратор информационной компьютерной сети – лицо или группа лиц, занимающихся теку-

щим управлением сети и перспективой ее развития. Основные функции: обеспечение надежности функционирования сети, определение и выдача адресов и паролей доступа, обеспечение взаимодействия сдругимисетями, взаимодействиесадминистраторамибазыданныхи пр. Инструментуправления– системасетевогоуправления.

Администратор системы – лицо, управляющее информационной системой, взаимодействующее с пользователями, обеспечивающее надежность ее функционирования. Часто исполь-

зуют сокращение «сисадмин», от англ. system administrator .

Алгоритмизация процесса обучения – описание процесса на языке математических символов с целью составления алгоритма; это описание отображает элементарные акты процесса, их последовательность и взаимосвязь. Для осуществления алгоритмизации процесса обучения необходимо:

1) расчленить процесс обучения на элементарные акты, применительно к которым можно дать математическое описание;

2) выявить соотношения, описывающие элементарные акты процесса обучения, которые объединяются в систему;

3) описать взаимосвязь между этими актами.

Эти этапы представляются в виде алгоритма, описанного определенным образом. Алгоритмический процесс можно описать словесно, блок-схемой, логической схемой или графсхемой в зависимости от особенностей самого процесса .

Аналоговое представление (используется в аналоговых ЭВМ) – представление непрерывно изменяющейся определенной физической величины другой, также непрерывно изменяющейся величиной (например, какой-либо механической величины током или напряжени-

ем) .

Аналого-цифровое преобразование – преобразование сигналов из аналоговой (непрерывной)

формы в цифровую .

Аналоговое электронное моделирование – метод моделирования при помощи аналоговой ЭВМ, использующейаналоговоепредставление.

Асинхронная передача данных – способ передачи и метод извлечения данных из непрерывного потокасообщенийсзадержкойповремени.

База данных (БД) – поименованная, целостная совокупность данных, которая отображает состояние объектови их отношений вданнойпредметнойобласти. БДобеспечиваетиспользование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования, проектирования, исследования, управления. Функционирование БД обеспечивается системой управления базами данных (СУБД). Базой данных иногда называют организованный набор фактов из какой-либо предметной области, информацию, упорядоченную в виде набора элементов записей одинаковой структуры. Для обработки записей используются специальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу (правилам) .

База знаний (БЗ) – организованная совокупность знаний, представленная в форме, которая допускает автоматизированное использование этих знаний на основе реализации возможностей информационных технологий. Базой знаний иногда называют совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной области знания, хранящихся в памяти ЭВМ, объем которых необходим и достаточен для решения заданного круга теоретических или практических задач. В системе управления БЗ используются

методы искусственного интеллекта, специальные языки описания знаний, интеллектуальный интерфейс. База знаний содержит не только конкретные факты, но и описание общих закономерностей (например, предметной области). База знаний используется в приложениях искусственного интеллекта для решения задач в определенной области .

Банк данных (БД) – совокупность массивов информации длительного хранения, как правило, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование .

Брандмауэр (firewall) – барьер (программный и/или аппаратный) между двумя информационными сетями, позволяющий устанавливать только авторизованные межсетевые соединения .

Браузер (browser, web-браузер) – программное обеспечение, позволяющее пользователям просматривать HTML-документы, а также получать доступ к файлам и программному обеспечению, связанным с этими документами. Созданные изначально с целью просмотра и навигации документов всемирной паутины (WWW), web-браузеры стирают границы между локальными и удаленными ресурсами, предоставляя пользователям доступ как к документам локальной машины, так и к документам, расположенным в сетях Intranet/Internet. Для браузеров основной является концепция гиперссылок, которые позволяют перемещаться между документами. Большинство браузеров способны скачивать и перемещать файлы, просматривать новостные группы, отображать графику, встроенную в документы, проигрывать аудио- и видеофайлы, связанные с документами, выполнять код небольших программ (например, Java-апплетов или ActiveX-компонент), внедренных в документы .

Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образо-

вания – организованный и инициированный администрацией школы (методистоморганизатором информатизации образования) процесс, осуществляемый в условиях ин- формационно-коммуникационной среды школы, направленный на стимулирование повышения профессионального уровня работников школы соответствующего профиля в области реализации основных направлений информатизации образования, в целях оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий .

Возможности средств информационных и коммуникационных технологий:

незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационных и коммуникационных технологий, определяющая реализацию интерактивного диалога , который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе – нагляд-

ное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса;

компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» – представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу;

архивирование , хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторе-

ния фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управле-

ния учебнойдеятельностьюиконтролярезультатовусвоения.

Возрастные ограничения пользования компьютером

нальным компьютером в зависимости от возраста, позволяющая не нанести вреда его здоровью

Всемирная мультимедийная среда – World Wide Web (WWW) – всемирная распределенная информационная среда, содержащая разнообразную информацию (в том числе мультиме- диа-компоненты web-страниц), обладающая определенными возможностями распределенной базы данных, хотя и не предполагающая наличие единой структуры хранящейся информации. WWW обеспечивает наиболее удобный и универсальный сервис всемирной сети, реализующий прежде всего информационный аспект Интернета, но также активно вытесняющий (заменяющий) практически все остальные сервисы (в том числе чисто коммуникационные). Основами Web являются использование высокостандартизированного единого пользовательского интерфейса на основе поддерживающего технологию гипертекста языка HTML, применение универсального и легкого для освоения непрофессионалами клиентского программного обеспечения (браузеров) и использование протокола HTTP, обеспечивающего необходимые функции для реализации загрузки требуемых ком-

понентов web-страниц на клиентский компьютер для просмотра в браузере и поддержку гипертекстового механизма .

Геоинформационные системы (ГИС) – это инструменты для обработки пространственновременной информации (обычно привязанной к некоторой части земной поверхности) и используемые для управления ею. Геоинформационные системы в общем случае представляют собойнетолькоинформационныесистемыдлягеографии(геологии, геодезии), ноимеютболее широкое значение и применение. Приставка «гео» означает использование «географического», т.е. пространственногопринципаорганизацииинформации.

Геоинформационные технологии – совокупность методов и приемов практического использования достижений геоинформатики для манипулирования пространственно-временными данными, их сбора, представления и обработки, в том числе анализа. Геоинформационные технологии возникли на стыке географии, информатики, теории информационных систем и картографии с привлечением общенаучных методов познания (в частности, системного подхода) в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время геоинформационные технологии становятся междисциплинарным интегрирующим средством, позволяющим объединять и изучать любые пространственно-временные и темати-

ческиеданные.

Гипермедиа – гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видеоипр.) .

Гиперссылка – ссылка от одного электронного информационного объекта к другому (например, из текста к примечанию или элементу списка литературы, из одной энциклопедической статьи к другой). Специальные пометки в тексте распознаются программой (браузером), которая осуществляет переход к указанному фрагменту данного текста или к другому файлу, расположенному в общем случае на другом компьютере. Гиперссылки расставляет разработчик текста в соответствии с требованиями браузера .

Гипертекст (Hyper-Text) – технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характеризуется следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, являющиеся указателями; на экране компьютера помещается участок текста, где объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты и (или) соответствующие окна. Гипертекст появился в начале 60-х гг. ХХ в. и описывал систему, позволяющую получить доступ к любым зафиксированным в системе текстовым данным. При этом в таких системах имелась возможность создания собственной взаимосвязи между различными частями данных. Распространение этого подхода с текстовых данных на доступные ныне в ПЭВМ другие виды данных – графические, звуковые, видео и т.п. – определяет современное представление системы Гипермедиа

(Hyper-Media) .

Глобализация современного информационного общества, развивающаяся на базе информа-

ционных и коммуникационных технологий, в настоящее время проявляется в следующих тенденциях: международное разделение труда; международное инвестирование в экономику различных стран; создание научно-производственных сообществ, разрабатывающих международно значимые проблемы и задачи, решение которых инициирует развитие на- учно-технического прогресса одновременно в нескольких странах мира; информатизация (на основе глобальной коммуникации) разработок специалистов международных объединений в области науки, техники, бизнеса, производства товаров массового потребления и т.п.; создание значимых в мировом масштабе политических объединений (политическая

глобализация); социальное разделение (поляризация) стран мира по уровню их материального благосостояния .

Глобальные критерии – критерии, оказывающие существенное влияние на всю систему оценки качества. Несоответствие глобальному критерию, как правило, приводит к отрицательной экспертной оценке .

Декларативный способ представления информации характеризуется тем, что основная часть информации представляется в виде статической совокупности фактов, которыми можно манипулировать с помощью набора универсальных процедур .

Дефиниция – краткое определение, описывающее существенные и отличительные признаки предметов, или раскрывающее значение соответствующего термина. Дефиниция не охватывает описание предмета с исчерпывающей полнотой, а является краткой характеристикой его сущности иопределения его четкихграниц .

Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности) – констатация при-

чин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев .

Диалоговый режим – режим прямого взаимодействия между человеком и компьютером, компьютерами в сети или между компьютером и периферийным устройством, при котором связь между взаимодействующими системами не прерывается. Часто называется режимом on-line .

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) .

Дозирование учебного материала – основа программированного обучения, используется при выявлении алгоритма построения прикладной (в том числе обучающей) программы .

Доменное имя – присвоенное сайту уникальное имя, позволяющее однозначно идентифицировать сайт в сети Интернет и обратиться к его содержимому (контенту ). Доменные имена назначаются (регистрируются) соответствующими организациями, отвечающими за формирование структуры World Wide Web в данном регионе.

Адрес сайта представляет собой уникальный цифровой номер (IP – Internet Protocol ), состоящий из четырех чисел от 0 до 255 (байтов), записываемых через десятичную точку. Для удобства цифровому имени может быть сопоставлено доменное имя (DNS – Domain Name System ), обычно также состоящее из нескольких частей, записываемых через точку, например:

www.<название_организации>. <тип_подсети>

<логин_пользователя>. <имя_сервера>.<страна>,

где www – обозначение принадлежности к сервису World Wide Web (обычно характерно для так называемых «доменных имен первого уровня»); <тип_подсети> – условное обозначение (сокращение), указывающее характер сайта: com – коммерческий, org – государственной организации, net – службы и сервисы поддержки работы сети Интернет, edu – образовательные ресурсы и пр.; <страна> – общепринятое сокращение названия страны, в которой зарегистрировано данное доменное имя: ru – Россия, us – США, ua – Украина и т.д.; <имя_сервера> – доменное имя сервера, на котором располагается данный сайт (второй из указанных примеров формата доменного имени характерен для размещения множества сайтов на одном сервере и носит название «доменного имени второго уровня»), <название_ организации> и <логин _пользователя> – части доменного имени, обеспечивающие его индивидуальность.

Хранение базы данных, определяющей соответствие доменных имен (DNS), присвоенных компьютерам в сети Интернет цифровым адресам (IP), и определение требуемого для обращения к сайту IP по введенному пользователем DNS осуществляется на специальных серверах (DNS-серверах ), образующих «матрешечную» иерархическую структуру, адекватную структуре доменных имен: всемирный DNS-сервер (БД имен стран) Æ региональные DNS-серверы (БД имен городов) Æ городские DNS-серверы (БД имен в пределах города). Такая структура позволяет ускорить поиск требуемого IP: если задан местный DNS, достаточно обращения к городскому DNS-серверу, иначе последний сам обращается к более вышестоящему DNS-серверу (региональному или всемирному).

Адрес отдельной web-страницы (URL – Uniform Resource Locator ) обычно включает в себя указание используемого протокола (обычно http:// – протокол HTTP), доменное имя сайта, а также, возможно, путь и имя этой страницы. При указании в качестве адреса только доменного имени сайта выполняется загрузка имеющейся в его составе головной страницы с именем index.htm (index.html ) .

Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная образовательная среда – спе-

циально организованные условия информационного взаимодействия образовательного назначения в образовательном учреждении, ориентированные на сохранение, формирование и развитие индивидуального здоровья участников педагогического процесса, на формирование у обучающихся эффективной модели социальных связей и навыков позитивной коммуникации .

Извлечение знания – методы и способы поиска, отбора, концентрации всех видов знаний .

ИКТ-компетентность учителя – обладание ИКТ-компетенцией .

ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и

в деятельностном аспектах научно-педагогические знания и умения в области:

реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания учебных дисциплин;

осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационных сетей;

психолого-педагогической и содержательно-методической оценки качества электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебнометодических комплексов, всостав которых они включены;

предотвращения возможных негативных последствий использования средств информационных и коммуникационных технологий вобразовательном процессе;

автоматизации обработки результатов учебного эксперимента;

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

Понятие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогике.

Во ФГОС закреплены рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании в условиях школы. Переход на ФГОС нового поколения требует обновления профессионально-педагогической подготовки учителей и повышения их уровня работы с инновационными технологиями.

Активизация мер по внедрению информационно-коммуникативных технологий появились вместе с принятием "Стратегии развития информационного общества" . Данный документ расширяет горизонты доступности информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. После этого была принята Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, согласно которой все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свои сайты, в том числе и образовательные учреждения.

Однако далеко не все школы и ДОУ подошли ответственно к внедрению сайтов. Очень много учреждений предпочли создать неудобный и бесполезный ресурс, так сказать, для галочки.

Отдельно следует выделить трактовку термина "информационно-коммуникативные технологии". В настоящее время общепризнанным определением считается следующее:

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе.

Бесспорно информационные технологии давно используются в российском и зарубежном образовании. Однако, следует отметить, что в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии, которые служат хорошим подспорьем учителю в его нелегком труде.

Информационно-коммуникативные технологии- это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:

  1. ИКТ нужны для формирования информационного общества;
  2. Использование ИКТ влияет качественные изменения в структуре образовательных систем и в содержании образования.

Структура ИКТ

Для ряда отечественных педагогов структура информационно-коммуникативных технологий в образовании остается неясной. В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей.

ИКТ-компетентность – использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Учителя должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий. Структура ИКТ отражена на рисунке 2.

Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее:

  1. Интернет является одним из ключевых элементов;
  2. Использование интерактивных источников информации очень важно в рамках ИКТ;
  3. Организация занятий с использованием таких элементов ИКТ, как телеконференции расширит не только кругозор и улучшит УУД учащихся, но и позволит повысить ИКТ-компетентность учителя.

Рисунок 1. Структура информационно-коммуникативных технологий

В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести:

  1. возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;
  2. хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;
  3. возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет, работы с этой информацией;
  4. возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;
  5. возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю .

Функции ИКТ

Информационно-коммуникативных технологии обладают рядом функции, которые и определяют роль ИКТ в развитии современного образования. Самыми важными функциями ИКТ являются дидактические. Дидактические функции ИКТ представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Дидактические функции ИКТ

Как мы видим ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. При этом нельзя забывать и о том, что одной из функций ИКТ является стимул к саморазвитию педагога и возможность совершенствовать уровень УУД учащихся.

Отдельно следует выделить тот факт, что ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  2. фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного;
  3. структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  4. создание гипермедиа сообщений;
  5. подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  6. построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)

Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средства ИКТ

Средство ИКТ

Описание средства ИКТ

Компьютер, ноутбук

Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию.

Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки.

Проектор

Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, аудитории.

Интерактивная доска

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет)

Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Носитель информации (флешка, SSD)

Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.

Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении .

Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять.

План конспект урока с использованием ИКТ

План-конспект современного урока немыслим без использования информационно-коммуникативных технологий или, другими словами ИКТ. В настоящее время педагоги используют не только план-конспекты, но все чаще технологические карты урока.

В план-конспекте урока указывается перечень только тех информационно-коммуникативных технологий, которые применял педагог. Ниже приведен пример план-конспекта урока математики в первом классе, при проведении которого использовались информационно-коммуникативные технологии.

Тема: Ломаная линия и её звено (1 класс)

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Цель урока : Дать представление о понятиях: ломаная линия, звено ломаной, вершины, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с ломаной линией, её частями и видами.
  2. научить выделять ломаную линию среди других фигур.
  3. сформировать навыки правильного построения линий.
  4. развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
  5. развивать временные и пространственные представления.
  6. способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.

Планируемые результаты:

  1. знать и понимать что такое ломаная линия;
  2. успешно определять звено ломаной, вершины;
  3. знать что такое замкнутая и незамкнутая ломаная.
  4. сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  5. проверять правильность выполнения задания;
  6. работать в паре.

Оборудование: Компьютер с мультимедийным проектором, презентация, учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова "Математика" 1 класс Часть 1, наборные полотна, счётные палочки, линейка, карандаш.

Структура урока:

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

До урока класс разделён на 3 группы. Так как в классе 29 человек, то сформированы 2 по 9 и одна группа численностью 10 человек.

Учитель: Здравствуйте ребята. Рада Вас видеть на уроке математике по теме

"Ломаная линия. Звено ломаной". Почему вы не заняли свои места?

Каждая группа заранее выбрала себе капитана. Команды получили названия: красные, жёлтые и белые.

Со звонком группы выстраиваются у двери за капитаном, по цепочке.

От порога класса по направлению к рабочему столу каждой группы по полу проложены 3 атласные ленты: красная, жёлтая, белая. Ленты не сгибаются, лежат прямо, но их длин не хватает, чтобы дойти до своего стола.

Группам предлагается пройти и занять своё рабочее место наступая только на ленты "своего" цвета. Идут гуськом. Потом резко останавливаются.

Учащиеся здороваются, но продолжают стоять.

Актуализация знаний

Почему вы не заняли свои места?

Учитель: Почему не хватило ленты?

Учитель: А можно я также ровно протяну каждую ленту вперёд и вы пойдёте по ней дальше до своего стола?

Учитель: Что же делать? Как же нам начать урок?

Учитель: Давайте так и сделаем.

Учитель дает капитанам каждой команды по новой ленте.

Учитель: Ну, вот мы и расселись. Давайте посмотрим на слайд 2. Я ваши ленты заменила линиями такого же цвета.

Учитель: Посмотрите, вот так вы шли сначала. Что можете сказать про эти линии?

Учитель: Как их можно продолжить? Откройте тетради. Начертите свою линию так, как вы её видите на экране, произвольной длины.

Продолжите её. Учитель бегло осматривает работы.

Учитель: Посмотрите на слайд 3.

Учитель: Как называется

Учитель: Но если мы так пойдём, то до места не дойдём, мешают парты. Я увидела в тетрадях нескольких учащихся вот такие примерно линии: Слайд 4.

Учитель: Скажите, можно ли выбрать такой путь движением?

Учитель: -Будет ли это прямолинейное движение?

Учитель: А можно ли тогда такую линию назвать прямой?

Учитель: Давайте подумаем, чем мы будем заниматься на уроке?

Учитель: Вы почти угадали. Только эта линия называется по другому.

У вас на столе лежат длинные сухие макароны. (На каждого члена группы). Возьмите их в руки и изогните так, как показано на слайде.

Испуг, возглас, огорчение.

Что случилось?

Они сломались.

Вот и мы также сломаем свою прямую линию и назовём её "ломаной".

Итак, тема нашего урока: "Ломаная линия и её особенности".

Учащиеся: Закончилась лента, её не хватило.

Учащиеся: Она короткая.

Учащиеся: Нет. Придётся лезть по партам или под ними, перепрыгивать через парты.

Учащиеся советуются по группам. Посовещавшись, капитаны каждой группы дают ответы.

Правильный ответ звучит так: Ленту можно продолжить, но её нужно согнуть, измять.

Учащиеся изгибают их и прокладывают свои маршруты для групп.

Учащиеся: Они прямые. Концы не ограничены, их можно продолжить.

Учащиеся: Выполняют. Учитель бегло осматривает работы.

Учащиеся: Прямолинейным.

Учащиеся: Да.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся: Нет.

Учащиеся совещаются. После этого капитан каждой команды встает и озвучивает предполагаемое название темы урока.

Правильный ответ: Мы будем заниматься изучением непрямой, кривой линии.

Учащиеся в большинстве своем ломают макароны.

Работа по теме урока.

Учитель: Давайте поучимся отличать прямую линию от ломаной. Смотрим на слайд 5.

Учитель: Подумайте в группах и выпишите в тетрадях:

1 группа: номера прямых линий;

2 группа: номера ломаных линий;

3 группа: номера не линий.

Учитель: На слайде остаются линии №2,№5,№4. Как вы думаете, что общего у оставленных линий?

Учитель: Можно ли сказать, что ломаные №2, №5 не ограничены в пространстве?

Учитель: На всём ли своём протяжении ломаные неограниченны точками?

Учитель: Посмотрите на слайд 6.

Учитель: К какому выводу пришли?

Учащиеся выполняют задание.

Скорее всего у всех учащихся данный вопрос вызовет затруднение.

Учащиеся: Да, т.к. на их концах нет точек.

Учащиеся советуются в группах.

Нет. В середине ограничены.

Учащиеся: Ломаные линии состоят из отрезков.

Физкультминутка

А теперь небольшая разминка:

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, ки, хлопки).)

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Самостоятельная работа

Учитель: Как идёт девочка?

Учитель: Прочитайте текст под рисунком.

Учитель: Что вы узнали?

Учитель: Посмотрите на экран на слайд 8. Подумайте, чем первая группа ломаных линий отличается от второй группы?

Учитель: Ломаные первой группы называются незамкнутыми, ломаные второй группы – замкнутые. Откройте наборные полотна. Посмотрите на группу незамкнутых ломаных. Положите такие числа. Сколько звеньев у каждой ломаной линии.

Учитель: Назовите самое меньшее количество звеньев?

Учитель: Самое большое количество звеньев?

Учитель: Как вы расставили числа?

Учитель: Расставьте числа в порядке уменьшения.

Учитель: Как называется такой порядок?

Учитель: Посмотрите на группу замкнутых ломаных.На слайде – группа №2. Какие фигуры вы узнали?

Учащиеся: Девочка идёт по ломаной линии.

Учащиеся: Отрезки ломаной не лежат на одной прямой и называются звеньями. Концы каждого звена – вершины ломаной.

Учащиеся: Одни линии могут продолжаться, ими можно дорисовать звенья, а другие – нет.

Учащиеся: На наборных полотнах:

Учащиеся: Три.

Учащиеся: Шесть.

Учащиеся: По увеличению, в порядке возрастания.

Учащиеся: С самого большого числа – 6, до самого маленького – 3

Учащиеся: Убывание.

Учащиеся: Треугольники (3 угла, 3 стороны), четырёхугольники (4 угла, 4 стороны), пятиугольники (5 углов, 5 сторон.

Закрепление изученного материала

Учитель: Вспомните, как правильно нужно чертить?

(с. 38 учебника, внизу)

Учитель: Прочитайте задание внизу страницы. Выполните его в тетради.

Учитель: Капитаны, проверьте задание в группах. Кто ошибся? Почему?

Учащиеся: Карандаш ведём, наклоняя в разные стороны, не отрывая руки, до вершины. Линейку держим, твёрдо прижимая к листу бумаги, левой рукой. (Выполнение задания)

Учащиеся проводят анализ ошибок в каждой команде.

Рефлексия

Учитель задает обобщающие урок вопросы: Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Что вам помогло так много узнать о ломаных линиях?

Где пригодятся ваши знания?

Как вы работали на уроке?

Учащиеся отвечают и дают оценку качеству своей работы.

Домашнее задание

Учитель: Спасибо за урок. А теперь запишите домашнее задание. Оно не простое. Вам нужно начертить замкнутую и незамкнутую ломаные линии по своему усмотрению и определить количество звеньев.

Учащиеся записывают задание в тетради.

Литература

  1. Беспёрстова Ирина Витальевна Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий // URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/
  2. Информационно-образовательная среда как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта В 3 ч. Часть 1 / Под редакцией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
  3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // URL: