Восстанавливаем батарею ноутбука. Как вернуть работоспособность аккумулятора от ноутбука

С течением времени аккумулятор лэптопа утрачивает первоначальную ёмкость, что сказывается на продолжительности автономной работы устройства. Если ваш ноутбук функционирует от полного заряда около часа или вовсе перестал включаться без подключенного адаптера питания, не спешите приобретать новую батарею, в некоторых случая возможно произвести восстановление аккумулятора ноутбука самостоятельно.

Калибровка батареи с помощью специальной утилиты

Если аккумулятор начал разряжаться слишком быстро, первым делом попробуйте сделать его калибровку. Самый надёжный способ – это использовать специальную утилиту, которая в зависимости от производителя называется по-разному. Например, для ноутбуков Lenovo – это Energy Management, для фирмы Aser – Aser Care Center. Смысл состоит в том, что необходимо через утилиту запустить режим, который сначала полностью разрядит батарею, а затем её полностью зарядит. Во время калибровки нельзя отключать адаптер питания, прекращать подачу электричества, а также пользоваться ноутбуком. Процесс может занять от 2 до 10 часов. В некоторых случаях калибровка помогает вернуть былую автономность устройства.

Восстановление батареи ноутбука – вскрываем аккумулятор

Если калибровка не дала желанных результатов или, как описывалось ранее, лэптоп не работает от аккумулятора, пока не произойдёт подключение адаптера питания, пора приступать к ремонту батареи.

Необходимые инструменты:

  • макетный нож;
  • мультиметр;
  • паяльник с мощностью, не превышающей значение 40 Вт;
  • несколько автомобильных лампочек мощностью 21 Вт;
  • цианакрилатный клей.

Так как батареи ноутбуков делают неразборными, придётся воспользоваться макетным ножом или иным острым предметом, чтобы вскрыть её корпус. Найдите шов на аккумуляторе и аккуратно разрежьте его. Делайте это осторожно, чтобы не повредить внутренние компоненты.

Прежде чем приступить к дальнейшим действиям, обязательно определите вид вашего аккумулятора, так как это повлияет на процесс восстановления. Если ноутбук новый, то, скорее всего, у вас литий-ионная (Li-ion) батарея, а если лэптоп старше 3-4 лет – возможно, никель-металлгидридная (NiMH).

Восстановление никель-металлгидридного аккумулятора

Инструкция:

  1. сосчитайте количество элементов питания внутри корпуса батареи;
  2. умножьте полученное значение на 1.2, чтобы установить номинальное напряжение аккумулятора;
  3. к крайним выводам последовательно соединённых элементов питания припаяйте автомобильные лампочки;
  4. на мультиметре установите предел измерения 20 В и проверьте напряжение на лампочках – если оно равно номинальному, переходите к шестому пункту (в случае, когда напряжение аккумулятора соответствует номинальному, но лэптоп при этом не включается, это указывает на проблему с контроллером);
  5. если напряжение меньше номинального, установите на мультиметре предел измерений 2000 мВ, а затем проверьте напряжение на отдельных элементах, делая отметки, например, маркером, на тех, напряжение которых менее 1.1 В (в случае обнаружения таковых придётся заменить все элементы);
  6. присоедините к каждому элементу батареи лампочку с припаянными проводами и оставьте её примерно на 10 часов, чтобы она полностью разрядилась;
  7. затем посредством блока питания лэптопа и лампочки, подключенной последовательно к элементам батареи, поднимите напряжение каждого элемента до 1.1 В, после этого полностью зарядите аккумулятор;
  8. повторите цикл полной разрядки и зарядки ещё два раза;
  9. склейте корпус и проверьте работоспособность батареи, подключив её к ноутбуку.

Если описанный метод не принёс результатов, придётся менять сразу все элементы питания. Отлично подойдут никель-металлгидридные батареи от фирмы Sanyo ёмкостью 2100 мАч. При замене не пользуйтесь паяльником для соединения элементов питания в цепочку. Вместо этого, сделайте контактные держатели и припаяйте к ним соединяющие провода.

Восстановление литий-ионного аккумулятора

Данные батареи опасны, поэтому будьте предельно осторожны при ремонте. Перед началом обязательно убедитесь, что батарея полностью разряжена.

Инструкция по ремонту:

  1. определите номинальное напряжение батареи, сосчитав количество элементов питания и умножив полученное значение на 3.7;
  2. припаяйте лампочки к крайним выходам последовательно соединённых элементов;
  3. проверьте напряжение – если оно соответствует номинальному, то переходите к пятому пункту (учтите, если ноутбук при этом не работает от батареи, скорее всего, вышел из строя контроллер);
  4. если напряжение меньше номинального, необходимо в первую очередь отпаять контроллер, а затем и все элементы друг от друга и проверить напряжение каждого по отдельности, при этом все элементы с напряжением существенно меньше 3.7 В следует заменить на новые;
  5. с помощью лампочки разрядите все элементы питания до значения 3.2 В;
  6. затем склейте корпус аккумулятора, вставьте его в ноутбук и осуществите процесс полной зарядки.

Ещё одна проблема, возникающая с литий-ионными и литий-полимерными аккумуляторами, если они не использовались в течение долгого времени – это снижение напряжения до уровня ниже порога, при котором срабатывает защитный контроллер. В этом случае аккумулятор не заряжается, а на его контактах напряжение равняется нулю. Для решения проблемы необходимо подвести к последовательной цепочке элементов батареи через лампочку мощностью 5 Вт источник питания лэптопа и зарядить аккумулятор до напряжения 3.4 В на один элемент.

Вопрос, почему не заряжается батарея ноутбука, со временем начинает тревожить всех пользователей портативных компьютеров. Ремонт аккумулятора, при отсутствии профильных знаний, достаточно сложный.

Типы источников питания

Аккумуляторы типа NiMH/Li-ION, при правильной эксплуатации, имеют ресурс от 400 до 600 полных циклов разрядка-зарядка, что равняется примерно 1,5-2 года службы. Практически во всех современных ноутбуках, используются Li-ION аккумуляторы, которые менее уязвимы к неправильному режиму зарядки, и в отличии от NiMH, не имеют «эффекта памяти» (отсутствие необходимости полной разрядки перед зарядкой), более легкие и менее габаритные, практичнее в ремонте. Поэтому данная статья ориентирована на Li-ION элементы.

Памятка по эксплуатации

Термин «правильная эксплуатация» подразумевает под собой несколько факторов правильного использования, независимо от общей емкости, например:

  • При эксплуатации новой батареи, обязательные «тренировочные» 5-6 циклов полной разрядки-зарядки. Разрядку необходимо производить в усиленном режиме, путем нагрузки на ЦП и жесткий диск, настройки максимальной яркости дисплея, а также включения модулей беспроводной связи Wifi и Bluetooth.
  • Если аккумулятор длительное время не используется, рекомендуется произвести полную его зарядку, после чего хранить в достаточно теплом месте (оптимальная температура от +15 до +35 Цельсия), периодически (раз в несколько месяцев) подключать к ноутбуку и подзаряжать.
  • Не допускать полной разрядки аккумулятора, поскольку современные типы Li-ION имеют свойство уменьшать свою емкость при абсолютном разряде, порог которого не ниже 13%.
  • Не ронять на твердую поверхность, физические повреждения уменьшают долговечность батареи. Это касается и поверхности, на которой размещается ноутбук, она не должна вибрировать.
  • Исключение попадания в батарею влаги и прочих проводников, во избежание короткого замыкания.
  • Рекомендуется раз в 2-3 месяца производить минимум один цикл полной разрядки-зарядки, это в случае, когда работа компьютера регулярно производится от сети.


Реанимация источника питания

Попробуем разобраться в том, как восстановить аккумулятор ноутбука. Существует несколько способов восстановления севшего аккумулятора на ноутбуке и его ремонта. Поскольку цена на эту деталь достаточно высокая, не всегда имеется возможность купить новую батарею.

Можно сделать несколько циклов полной разрядки-зарядки, и если емкость не сильно потеряна, контроллер аккумулятора лаптопа зарядит те незаряженные сектора, которые были неактивны при использовании ноутбука от сети. Это объясняется тем, что при регулярной неавтономной работе компьютера, с подключенным аккумулятором, пользователь наблюдает на экране уровень заряда порядка 90-97%, а в это время зарядка не происходит. На самом деле, контроллер батареи, для безопасной зарядки, в определенные моменты понижает порог допустимой емкости каждого сектора аккумулятора, так как считает эти участки неисправными. Это и есть главный фактор, по причинам которого отсутствует возможность полного заряда через обычный блок питания в тех батареях, которые в процессе глубокой разрядки потеряли свое напряжение.

Использование комбайна

Единственный способ восстановления таких аккумуляторов — это зарядка через специальные «комбайны», например iMax B6.
Правильно сделать ремонт разряженной батареи своими руками через зарядное устройство iMax B6, необходимо следующим образом:

  1. Разобрать аккумулятор. Производители не делают в их корпусе болты или шурупы, в основном крепеж держится на пластиковых защелках изнутри, которые для большей защиты обрабатываются клеем. Исключением являются только модели Samsung — здесь клей отсутствует. Поэтому надо вручную расчехлить корпус на линии стыков и аккуратно снять из защелок.
  2. Вынуть блок аккумуляторов с контроллером. Убедиться, нет ли на проводниках физических повреждений, окиси метала или коррозии, при их наличии осторожно почистить.
  3. Проверить с помощью мультиметра работоспособность предохранителя, который имеет форму низкоомного резистора и находится на контроллере возле провода «минус».
  4. Проверить с помощью мультиметра пригодность контроллера, путем снятия показателей крайних двух контактов, что подключаются к самому ноутбуку. Здесь должно отображаться напряжение в вольтах, которое написано на крышке зарядного устройства. Если значение не соответствует, значит либо контроллер вышел со строя, либо сгорел предохранитель, либо один или несколько блоков батареи были подвергнуты глубокой разрядке.
  5. На этом шаге должна быть проведена калибровка аккумулятора ноутбука. Для проверки пригодности всех блоков зарядного устройства по очереди, а их в среднем шесть по два параллельных, необходимо откалибровать мультиметром уровень напряжения. Если заряд в определенном блоке ниже указанного, блок нужно либо менять, либо попробовать восстановить в режиме балансировки/калибровки с помощью специального зарядного устройства iMax B6. Замена осуществляется ручным изъятием нерабочего блока, путем выпаивания скрепляющих металлических элементов и установкой в обратном порядке.
  6. Для ремонтного восстановления аккумуляторных блоков с помощью iMax B6, понадобиться подключить устройство зарядки к контроллеру через комплектные шлейфы на «плюс», «минус», а также на две промежуточные балансировочное точки, которые нужны для калибровки. Данные точки хорошо выделены среди остальных контактов, и расположенные на контроллере рядом с пазами подключения к ноутбуку. Важно знать, что перед подключением и полной зарядкой, путем калибровки, обязательно надо отключить (лучше всего аккуратно выпаять) провод «минус» от контроллера, дабы избежать выгоранию резисторов или всего контроллера .
  7. После подключения балансировочных точек контроллера и полюсов аккумулятора к устройству зарядки iMax B6, откалибровать на его дисплее необходимое напряжение и ждать полной зарядки. После 100% зарядки, обратно припаять провод «минус» до контроллера. Проверить на мультиметре напряжение в каждом секторе батареи, а также общее напряжения через контроллер. Показатели напряжения должны быть максимально приближенными к заявленным на крышке зарядного устройства. Если показатель определенного блока не соответствуют оптимальным, придется его заменять. Собрать в корпус и подключить к ноутбуку. Уровень заряда в ОС Windows должен быть 95-100%, и что главное, контроллер видит блоки батареи как полностью рабочие и заряженные. На этом шаге калибровка батареи ноутбука завершается.

Рекомендуется сразу же осуществить несколько циклов полной разрядки-зарядки в ОС Windows через «родные» устройства заряда. После такого ремонта, аккумулятор возвращается в первоначальное состояние и держит уровень заряда, приближенный к новой батареи.

Чаще всего в ноутбука первое, что портиться это аккумуляторная батарея. Если не разбивать ноутбук, не проливать жидкости и содержать в чистоте то он мог бы прослужить десятилетие. Но аккумуляторная батарея ноутбука это тот компонент который имеет весьма ограниченный ресурс и большая удача если он прослужит более 5 лет.
Обычно аккумулятор постепенно теряет емкость, и ноутбук начинает работать все меньше и меньше от одной зарядки, но бывают и случаи резкого падения емкости. Аккумуляторы могут начать перегреваться или даже взорваться.
У меня на двух ноутбуках практически одновременно стали отказывать аккумуляторы, конечно можно было бы заказать в Китае за 20-25 долларов новые аккумуляторные батареи, либо купить на месте тоже само по цене раза в два дороже. Но почитав форумы, я понял что это лишь временное решение: емкость китайского аккумулятора будет ниже, а ресурс в разы меньше. Как-то не хотелось ждать месяц, чтобы получить аккумулятор с ресурсом пол года – год. И поэтому я решил отремонтировать аккумуляторные батареи ноутбуков заменив потерявшие ресурс элементы на свежие.
Первое с чего нужно начинать – диагностика. Насколько уменьшилось время работы ноутбука от одной зарядки аккумулятора, адекватно ли оценивается уровень заряда аккумулятора. Протестировать аккумулятор и получить дополнительную информацию можно с помощью специальных программ, я воспользовался бесплатной программой BatteryMon.

В программе можно увидеть графики заряда и разряда.
А в меню ‘Info->BatteryInformation…’ можно найти очень полезную информацию:

  • Chemistry – тип аккумулятора, например Lithium Ion;
  • Design capacity – проектировочная емкость аккумулятора, то есть та максимальная емкость, которой будет обладать аккумулятор при его изготовлении;
  • Full charge capacity – максимальное значение заряда аккумулятора;
  • Current capacity – текущее значение заряда аккумулятора;
  • Voltage – текущее значение напряжения на аккумуляторной батарее;
  • Charge rate – скорость заряда/разряда аккумулятора.


Но нам будет более интересен оставшийся ресурс аккумулятора, его можно определить разделив ‘Full charge capacity’ на ‘Design capacity’. Чем он ниже тем больше степень износа аккумулятора.
Посчитаем ресурс аккумулятора информация которого представлена на рисунке: (40626мВтч/57720мВтч)*100%=70,4%.

Замена элементов аккумуляторной батареи ноутбука Toshiba Satellite T230-12T

Ноутбуку Toshiba эксплуатироваться почти 5 лет в режиме практически постоянного подключения сети, по ощущениям время автономной работы сократилось процентов на 30% и кроме того аккумулятор стал перегреваться: при заряде было некомфортно держать ноутбук на коленях, да и если при достижении полного заряда вовремя не отключить зарядку, ноутбук перегревался и отключался. С 30% потерей емкости можно было смириться, но вот с перегревом и отключением я мириться не стал.
Дальнейшие мои опыты ремонта аккумуляторов ноутбуков можно посмотреть в следующих статьях.

Нашего полку прибыло - в моей коллекции появился очень интересный экземпляр - Micron TransPort XKE 1995 года, очень харизматичный и интересный ноутбук надо сказать, но у него была проблема - абсолютно мертвый аккумулятор. Все мои попытки его «раскачать» не увенчались успехом, и было принято решение его разобрать и попробовать отремонтировать. Сказано - сделано, аккум разобран, и перед моим взором предстала удручающая картина:

Что же было дальше? (осторожно - траффик)



Банки потекли, замеры напряжения показали, что две трети банок мертво.
По ходу дела пришлось решить головоломку, и составить принципиальную схему соединения банок аккумулятора (привожу фото специального черновика, который всегда лежит под клавиатурой для срочных записей):

Cхема была упрощена и стало ясно, что батарея состоит из 3х последовательно соединенных блоков по 4 элемента каждый:


Но где наша не пропадала! Мой взгляд упал на аккумулятор от ThinkPad t60 с мертвым контроллером и вполне себе живыми элементами, вскрытие показало, что там находятся те же 3 блока банок, но только по 3 элемента каждая, вольтаж был аналогичным, емкость у IBMовского аккума была больше, чтож - хуже не будет. Элементы были разобраны и спаяны заново в том виде, который поместился бы в корпус от аккумулятора.


Внимание! Работать с банками нужно предельно аккуратно, чтобы не устроить кз и не перегреть банку.


Пробное тестирование показало, что ноутбук от данной конструкции заводится. Радости не было предела, но именно здесь меня и поджидала первая неприятность, банки от ThinkPad были немного толще и длиннее родных, потому пришлось переработать расположение элементов в корпусе и обработать напильником сам корпус, и с горем пополам банки встали на свои места:


Все было аккуратно спаяно, проверка аккума показала, что банки работают.


Но когда было решено запаковывать аккум обратно, проблема габаритов банок снова всплыла - крышка закрывалась только под нагрузкой, и потому для склейки суперклеем был сделан такой вот кокон, и оставлен на несколько часов (пожалуй опущу рассказ о часовых плясках вокруг аккума с напильником, матюками и изолентой. важен факт, что крышка закрылась):

Далее швы были зачищены шкуркой, и в итоге я получил монолитную конструкцию с весьма неплохими для первого кома блина швами склейки:

Аккумулятор встал на свое место как влитой, пробный запуск прошел успешно. Практика показала, что время жизни от восстановленного аккума около 4х часов (подробнее протестирую при обзоре самого ноутбука в следующий раз)

Кстати банки под свой вольтаж, емкость, размер и цвет можно купить и новые. цена выйдет все равно дешевле нового аккумулятора.

И еще раз повторюсь - при данных работах обязательно нужно соблюдать осторожность и тб, а так-же внимательно изучить параметры банок и схему соединения, дабы не накосячить и не спалить контроллер.

И под конец отдельное спасибо , благодаря которому этот зверь сейчас живет у меня (общее фото не выкладываю нарочно, дабы оставить материал для последующего подробного и интересного обзора данного девайса).

Если вы – поклонник ноутбуков ASUS, то наверняка слышали легенду о происхождении этого бренда. Название торговой марке дало древнее мифическое крылатое существо Pegasus, поделившись с придумщиками последними четырьмя буквами. Видимо, изначально креативщики решили донести до пользователей идею поистине уникального быстродействия данного устройства посредством мифического образа.

Полет мысли был откорректирован маркетологами, которые в искали способ выделить свой бренд, сделать его узнаваемым и таким, который бы бросался в глаза в первую очередь. Разумеется, буква А в любом алфавите стоит гарантировано выше буквы Р, поэтому предложение отмести первые три буквы было принято.

Что такое калибровка?

Что за калибровка и как это вам поможет? Калибровка – это процесс обнуления показаний аккумуляторного вольтметра. Обнуление позволяет вернуть в норму контроллер, если батарея, в принципе, еще жива. Суть в следующем. Показатель зарядки 100 % значит, что напряжение в ячейках батареи достигло максимального значения. Это 4,2 В. Именно в этот момент контроллер – электронный мозг батареи – подает сигнал, что батарея полностью заряжена. Однако если показания снимаются не совсем корректно, то сигнал поступит намного раньше, чем зарядится аккумулятор.

Контроллер, как и любой мозг, иногда нуждается в перезагрузке и переосмыслении привычного алгоритма действий. Просто потому, что за многие месяцы работы этот мозг начинает сбиваться со счета и неправильно считать вольты и проценты. Если его полностью зарядить, потом полностью разрядить, а потом вновь зарядить под завязку, то это вполне может помочь контроллеру восстановить свои функции и больше не подводить вас недостоверной информацией о полной зарядке аккумулятора. Опять же, повторимся еще раз, если аккумулятор сам по себе в норме. Мифы и легенды о том, что калибровка поможет оживить мертвый аккумулятор, здесь не уместны.

Как восстановить аккумулятор?

Калибровка не помогла и аккумулятор вашего ноутбука по-прежнему не держит? Значит, придется разбирать и восстанавливать! Консультанты специализированных компаний – в частности, uabattery.com – предупреждают, что ремонт аккумуляторов для ноутбуков следует доверять профессионалам. А лучше, вообще, сразу купить новый. Его в любом случае хватит на дольше, чем восстановленного.

Намерены разобраться с непослушной техникой сами? Что же, тогда готовьте скальпель, паяльник, мультиметр и автомобильные лампочки. Разделите батарею по шву на две части, измерьте напряжение на каждом элементе внутри корпуса, и выбросьте те из них, где напряжение меньше 3,7 вольт. На их место установите новые элементы-«бочонки» (именно на этот хозинвентарь внешне похожи элементы аккумулятора). Маркировка новых элементов должна быть аналогичной старым. После этого заклейте корпус.

Ноутбук работает, аккумулятор заряжается и начал держать заряд дольше чем раньше? Поздравляем! Нет? Тогда предложение Интернет-магазина uabattery.com по-прежнему в силе. Обращайтесь и консультанты помогут подобрать новый аккумулятор, совместимый с вашим ноутбуком!