Проект ВВА-14 — амфибия мечты или амфибия кошмара? Давайте разберемся в этом!
Сразу бросается в глаза амбициозность идеи — создать самолет-амфибию, способную противостоять атомным подводным лодкам НАТО. Это точно не «еще один самолет», это что-то грандиозное!
Представьте себе, какой это крутой трюк — взлететь с воды! Где еще вы увидите такой номер, если не на шоу водных атракционов?
Когда-то великий и умный Роберт Людвигович Бартини сказал: «Почему б не сделать самолет, который и вертолет, и водный шар, все в одном!» Это похоже на историю о том, как человек, кому не хватило ума разработать отдельно самолет, отдельно вертолет, отдельно корабль, решил объединить все вместе. Ведь зачем тратить время на три отдельных изобретения, если можно сделать одно сразу три в одном?
Когда первый прототип МВА-62 взлетел, наверняка все те, кто видел этот зрелищный полет, подумали, что это какая-то фокус-палочка. Ведь машина летит, а затем мягко садится на воду — словно волшебство!
Наверняка, после этого испытания вся команда Бартини была уверена, что они создали нечто невероятное.
Но вот пришло время разработки ВВА-14, и тут начались приключения.
Как будто кто-то вспомнил, что плывущий вертолет — это всего лишь прикол из комиксов, и пора бы вернуться к реальности. Все эти попытки сделать самолет вертолетом были похожи на попытку кенгуру заставить себя полететь как орел — смешно и нереально!
Но полетел же этот ВВА-14, пусть и не так высоко, как мечтали его создатели.
Впечатляет, конечно, что самолет может спокойно приземлиться на воде, особенно если неожиданно захочется чашечку кофе на середине Тихого океана. Возможно, это был план — сделать мир лучше, создав для экипажа возможность не только взлетать, но и плавать.
Но ведь любой проект, как и сказочное путешествие, имеет свой конец. В случае с ВВА-14 этот конец наступил, когда не удалось сделать то, что пытались сделать с самого начала — вертикальный взлет.
Думаю, идея с турбовентиляторными двигателями была как попытка научить слона танцевать балет — звучит интересно, но реализовать сложно.
И тут, похоже, инженеры решили, что лучше превратить этот амфибию в экраноплан. Такой поворот событий, словно из фильма о трансформерах. Сначала ты амфибия, а потом вдруг — экраноплан! Может быть, это был план Б с самого начала, и команда просто хотела сделать нечто универсальное — чтобы и летать, и плавать, и еще и скользить над водой.
Все в одном, полные фарш, одним словом.
Но, как это часто бывает в жизни, супер-пупер идеям порой приходит конец. Создание более дешевых и проще в производстве амфибийных моделей со стороны конструкторских бюро Туполева и Ильюшина стало подкопом под ноги ВВА-14. Ведь народ любит надежные и несложные вещи — почему вдруг задумываться об амфибии, если есть уже проверенные временем самолеты и корабли?
И вот он — конец.
Проект закрывается, гения Бартини уже нет с нами, а ВВА-14 остается лишь в памяти и музее. Возможно, в будущем его будут реставрировать группы волонтеров, словно старинный раритетный автомобиль.
Все не удалось, не срослось, но ВВА-14 останется в памяти как один из самых крутых идей, которые так и не смогли взлететь над землей.
Как итог — история ВВА-14 напоминает нам о важности умения отличать между амбициями и реальностью.
Иногда стоит отбросить сложные идеи и сосредоточиться на том, что действительно работает. А может быть, именно такие «несбыточные мечты» вносят яркость и креативность в мир авиации. Ведь кто знает, что может появиться следующим — вертолет с приставными плавниками, или парящий корабль с крыльями?
Ждем новых открытий и удивительных идей в мире авиации!