Фильм «Москва слезам не верит» — настоящий алхимический труд, который прошел через множество изменений и трудностей, прежде чем стал шедевром, завоевавшим сердца миллионов зрителей. Процесс перерождения сценария напоминает смешной кулинарный эксперимент, где ингредиенты сначала не сочетаются, а потом взрывают вкусовые рецепторы зрителей.
Начнем с борьбы с «откровенностью» в фильме.
Когда цензоры обнаружили «непристойность» в любовной сцене с участием Олега Табакова, можно представить, каких жестов и мимики им пришлось бы в использовать, чтобы продемонстрировать страсть без «слишком стремительного раздевания». Можно себе представить, как актеры, «сильно переигрывая», пытались изобразить страстные чувства без примитивного раздевания, что наверняка вызвало некоторые комические ситуации на съемочной площадке.
Неминуемым и пикантным был исход для сцены соблазнения Катерины в квартире профессора, где из-за цензурных требований от нее осталось только тихое «нет» или «не надо».
Глядя на художественные танцы актрис, можно предположить, что эта сцена, несмотря на свою интимность, могла бы оказаться более комичной, если бы цензорам удалось сохранить ее аудиовизуальные акценты.
Сцена стирки белья под душем, которая так и не попала в финальный монтаж из-за технического брака пленки, представляет собой отличную возможность для шуточного момента. Воображение просить актрис стирать белье, вероятно, вызвало бы не меньше улыбок, чем сама сцена стирки.
Когда переходим к коммунальным страстям и сцене разговора между Гошей и Николаем в неотапливаемой комнате, нельзя не вспомнить комическую картину, где сидящий в плаще Баталов становится объектом внезапного раздевания, когда приходится вставать за следующей бутылкой. Сценаристы и режиссеры, вероятно, сталкивались с вызовом обеспечения аутентичности и максимальной закономерности при съемках в неотапливаемом помещении.
Из предполагаемой сцены обсуждения захвата террористами самолета «Эйр Франс» получилось бы излюбленное советское занятие порисовывания картинок на случайных поверхностях.
Вырезанная сцена разделывания леща явно является своеобразным метафорическим учебником о том, как с душой и терпением следует разделывать и решать любые проблемы.
Сцены с Гурином, особенно матч с шведами и финальная сцена с собутыльником, могли бы добавить характеру Гурина не только глубокие нотки, но и щекотные моменты для аудитории. Представьте хоккеиста Гурина, силившегося с пивом и лещом, и тут сюрприз, который так или иначе пролил бы свет на его зависимость, создав у зрителя шок и смех одновременно.
Творческие метаморфозы в фильме «Москва слезам не верит» также вызывают улыбку. Вместо обсервации на участников дипломатического приема, герои стали свидетелями фестиваля французских фильмов, похоже, что авторы решили немного пошутить над стандартными сюжетами о «красивой жизни».
Сцена конструирования приспособления к пылесосу вместо просмотра хоккейного матча с пивом раскрывает практичность и заботу Гоши о бытовых делах, что добавляет его образу нотки героизма.
Несмотря на все изменения и препятствия, фильм «Москва слезам не верит» добился огромного успеха и стал культурным феноменом, получив даже премию «Оскар». Весь процесс создания этой картины можно представить как невероятное приключение по краю дыванных туфель, с героями, борющимися со строгими цензорами, техническими трудностями и неожиданными обстоятельствами, решая конфликты смехом, творчеством и изобретательностью.