Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Семь этапов развития личности А10 При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 38 заданий.

  • Часть 1 включает 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
  • Часть 2 состоит из 7 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова или словосочетания.
  • Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том одержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А22) поставьте знак « х » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Что характеризует общество как динамичную систему?

1) наличие общественных отношений
2) сохранение связи с природой
3) наличие социальных институтов
4) самоорганизация и саморазвитие

А2 Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, - это

1) выводы, полученные научным путем
2) суждения, лишенные субъективных оценок
3) исчерпывающее знание о предмете
4) экспериментально установленные факты

А3 Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?

1) объяснительная
2) прогностическая
3) социальная
4) мировоззренческая

А4 Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А5 Необходимым условием развития рыночной экономики является

1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом 

А6 Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, - это

1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды

А7 Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?

1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату

А8 На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна

А9 Верны ли следующие суждения о центральном банке?

А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10 При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?

1) культурной
2) этнической
3) демографической
4) социально-классовой

А11 Социализацией личности называется

1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека
2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
3) освоение индивидом культурных ценностей общества
4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

A12 В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.

Варианты ответа

2002 г.

2005 г.

Я поступил на работу по призванию и в соответствии с квалификацией.

Я работаю не по своей специальности, но только так можно обеспечить семью.

Мне нравится моя работа, и она соответствует моим материальным притязаниям.

Я не могу устроиться на работу по специальности, буду ждать подходящей вакансии.

Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?

1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась.
2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась.
3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась.
4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.

А13 Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.
Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А14 Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?

1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия

А15 Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется

1) наличием судебной системы
2) лидерством одной политической партии
3) избранием законодательного органа власти
4) верховенством закона

А16 Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример?

1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений
2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти
3) политическая социализация граждан
4) расширение социальной базы партии

А17 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.
Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А18 Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда

1) регулируют общественные отношения
2) устанавливаются государством
3) гарантируют равноправие
4) обеспечивают социальную справедливость

А19 Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием?

1) производственный кооператив
2) унитарное предприятие
3) закрытое акционерное общество
4) открытое акционерное общество

А20 В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей?

1) административном
2) арбитражном
3) гражданском
4) уголовном

А21 Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?

1) к нотариусу
2) в прокуратуру
3) в суд
4) к уполномоченному по правам человека

А22 Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?

А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В7) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Методы познания

Ответ:_________________

В2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».

Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:__________________

В3 Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В4 Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения

Ответ:__________________

В5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов.
(Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос.
(Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г

В6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Духовное ________ (А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в ___________ (Б) индивидов. Они выражаются в __________(В) форме - язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база - школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд __________ (Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ___________ (Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколении».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство общество смысл устный

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

В7 Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.
2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.
3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.
4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.
5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

Ответ:__________________

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

ЧАСТЬ 3

Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (CI, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Статья 80.
< ... >

Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и(или) иного дохода родителей.

Статья 86.


Статья 87.


С1

С2 При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.

C3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.

С4

С5

С6

С7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002- 2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002-2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально- экономическая ситуация.

С8

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты опыт .

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

Правильно выполненные задания Bl, В2 оцениваются 1 баллом, ВЗ - В7 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов - допущены две и более ошибок.

№ задания

Ответ

эксперимент

ЧАСТЬ 3

Извлечение из Семейного Кодекса РФ

Статья 80.
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < ... >

Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.
1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < ... >

C1 Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

Баллы

В правильном ответе должны быть названы три установленных законом обстоятельства :

1) количество детей;
2) материальное положение сторон;
3) семейное положение сторон.

Правильно названы три обстоятельства.

Правильно названы два обстоятельства.

Правильно названо только одно обстоятельство.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C2 Какие исключительные обстоятельства (при отсутствии соглашения) согласно закону могут послужить основанием привлечения каждого из родителей судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.

С3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) указаны аспекты отношений детей и родителей, которые регулируются каждой из приведенных статей , например:
- обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей (Ст. 80);
- размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке (Ст. 81);
- участие родителей в дополнительных расходах на детей (Ст.86);
- обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей (Ст.87).

2) любой другой аспект , регулируемый Семейным кодексом.
например:
- заключение и прекращение брака;
- формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.

Может быть назван любой другой аспект отношений родителей и детей, регулируемый Семейным кодексом.

Правильно названы аспекты каждой из четырёх приведенных

статей и любой другой аспект.

Правильно названы всего три-четыре аспекта.

Правильно названы два аспекта.

Правильно назван только один аспект.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C4 В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

Баллы

В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения:
1) Демонстрируется отношение общества к подобным действиям; это помогает закреплению моральной нормы, требующей поддержки обоими родителями малолетних детей.
2) Такие меры могут воздействовать на совесть гражданина, возможно, ему станет стыдно и он пересмотрит свое отношение к выполнению обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.
3) Такие меры могут послужить своего рода предупреждением для других неплательщиков и они, чтобы избежать, негативного общественного мнения, станут выполнять свои обязанности. Могут быть приведены другие объяснения.

Приведены три объяснения.

Приведены два объяснения.

Приведено одно объяснение.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

Баллы


1) смысл понятия, например: «Политическая партия - добровольная и устойчивая организация единомышленников, которая выражает политические интересы определенного социального слоя, связывая их достижение с государственной властью»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения, содержащие информацию о политической партии, например:
- «Политическая партия имеет программу, которая определяет ее цель, стратегию и тактику»;
- «По идеологическим основаниям выделяют либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, националистические политические партии».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о политической партии.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

При раскрытии смысла понятия предложения не составлены, т.е. не продемонстрировано проверяемое умение использовать понятие в правильном контексте.
ИЛИ
Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.
ИЛИ
Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C6 Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

В ответе должны быть указаны проявления противоречивости общественного прогресса и приведены соответствующие примеры.

допустим:
1) прогресс в одних областях обрекает на застой другие сферы (в период индустриализации в 30-х гг. XX в. СССР совершил огромный рывок в развитии промышленности, однако это было достигнуто за счет снижения уровня жизни прежде всего сельского населения);
2) плоды научного прогресса могут использоваться как во благо общества, так и порождать новые угрозы для него (открытия в области ядерной физики привели к новым достижениям в сфере энергетики и к созданию ядерного оружия);
3) очевидное достижение сегодня может обернуться отрицательными последствиями в будущем (вспашка целинных земель в СССР привела на первых порах к повышению сбора зерновых, а спустя время началась эрозия почв)

Могут быть указаны другие проявления, приведены иные примеры.

Указаны два проявления противоречивости прогресса, приведены соответствующие примеры.

Указано одно проявление противоречивости прогресса, приведен(- ы) один-два пример(-а).
ИЛИ
Указаны два проявления, приведен один пример.

Указаны только один-два проявления противоречивости прогресса.

Приведены только примеры, не являющиеся иллюстрацией положения
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002-2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002-2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально- экономическая ситуация.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выводы из приведенных данных, например:
- Минимальная зарплата в 2002-2008 гг. была ниже прожиточного минимума, т.е. не обеспечивала удовлетворение элементарных потребностей человека.
- Средняя зарплата в 2002-2008 гг. незначительно превышала прожиточный минимум, т.е. позволяла удовлетворить крайне ограниченный набор потребностей человека.

Могут быть сделаны другие выводы.

2) объяснение, например: подобная ситуация (бедность) тормозит экономическое развитие и создает предпосылки для социальных конфликтов.

Может быть дано другое объяснение.

Сделаны два имеющих основание вывода, дано объяснение.

Сделан один имеющий основание вывод, дано объяснение.

Сделаны только два имеющих основание вывода.
ИЛИ
Дано только объяснение.

Сделан только один вывод.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Баллы

При анализе ответа учитываются:
- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Что такое социализация?

2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию личности.

3) Социализация через всю жизнь
а) от младенчества до молодости
б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте
в) продолжается ли социализация в старости?

4) Институты (агенты) социализации:
а) значение семьи в первичной социализации;
б) роль образования в социализации личности;
в) какой опыт передают сверстники;
г) СМИ как агенты социализации.

5) Значение социализации для личности

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствуют конкретизации отдельных пунктов)

Максимальный балл

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
ИЛИ
Собственная позиция выпускника не представлена.

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.
ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ПЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

Максимальный балл

В игре находят выражение основные потребности ребен­ка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоя­тельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Ребенку первых лет жизни свойственна потреб­ность в познании окружающего мира, на­званная психологами ненасыщаемой. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «се­рьезной форме учения».

Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.

Очень велики возможности игры в удовлетворении при­сущей ребенку потребности в общении.

Играя, дети вступают в такие отноше­ния, до которых в других условиях еще «недоросли», а имен­но: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова).

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Од­ним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он об­ратил внимание на воспитательную ценность образов во­ображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

А всегда ли существовала ролевая игра? На этот вопрос отвечает академик Д.Б.Эльконин. Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. Для нас важно установить следующее. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые предметы. Это не деградировавшие упрощенные или потерявшие свои первоначальные функции уменьшенные орудия труда, служившие для прямой тренировки, или даже специальные предметы, изготовленные взрослыми для детей. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.



Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Периодизация возраста применительно к ролевой игре

Анализ процесса возникновения ролевой игры привел нас к одному из центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об историческом происхождении периодов детства и содержания психического развития в каждом из этих периодов. Полностью этот вопрос здесь рассматриваться не может, поэтому представляется возможным только в самой общей форме высказать предположение, что периоды детского развития, по-видимому, имеют свою историю; исторически возникали и изменялись процессы психического развития, происходящие в отдельные временные отрезки детства.

Сейчас же обратимся к схеме периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу данной периодизации положено представление о том, что любому возрасту как своеобразному и специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Согласно данной схеме выделяется следующая последовательность формирования типов ведущей деятельности:

непосредственно эмоциональное общение;

предметно-манипуляторная деятельность;

игровая деятельность;

учебная деятельность;

общественно-полезная деятельность;

учебно-профессиональная деятельность;

2.3 Классификация игр

Ф. Фребель, пер­вый среди педагогов, выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. В основу своей классифика­ции он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени са­мостоятельности и творчества детей в игре. Первоначаль­но к классификации детских игр по такому принципу подо­шел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в ра­ботах Н. К.Крупской.

П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвиж­ные (игры с правилами).

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особен­ность - самостоятельный характер. Такое название сохра­нилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил. Но эти правила, во-первых, оп­ределяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой:

1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),-само­стоятельные игры:

игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно-отобразительные,

Сюжетно-ролевые,

Режиссерские,

Театрализованные;

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

Дидактические,

Сюжетно-дидактические,

подвижные;

досуговые игры:

Игры-забавы,

Игры-развлечения,

Интеллектуальные,

Празднично-карнавальные,

Театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Функции ролевых игр

Игро­вая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Да­выдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна­комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите­ли, другие средства воплощения образа; выполнять услов­ные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и перено­сит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви­жение, становится формой собственного творчества ре­бенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет; ролевые игры, типичные для дошкольника. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это ролевая игра.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного воз­раста, Н.К.Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспита­ния. Игра - для дошкольников - способ познания окру­жающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Круп­ской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигна­лу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, зами­рают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конф­ликта, возникшего между играющими, установление правил).

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя и учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению дошкольников в деятельность (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.) Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детьми импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.

2.5. Структура ролевых игр

Основой сюжетно-ролевой игры явля­ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю­чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее

Кандидат технических наук В. ЛЕВИН

На определенном этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. Когда возникла письменность и появились первые документы, их стали пересылать, подчас на большие расстояния. Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее. Возникла даже особая должность гонца, ставшего прямым предтечей почтальона. Почту доставляли на лошадях, парусных судах, позже - на поездах, пароходах, самолетах. Но зачастую и их скорость была недостаточна, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. Современное поколение стало свидетелем такого, еще недавно казавшегося фантастическим, средства связи, как электронная почта. С ее помощью можно послать сообщение в любую точку земного шара, и через считанные секунды абонент его получит.

Под действием сжатого воздуха контейнер с корреспонденцией несется по трубе со скоростью десятков метров в секунду.

Движителем в беспатронной пневмопочте выступает бумажный парус из согнутого края документа.

Крышка контейнера имеет специальный замок-защелку.

Когда контейнер минует изогнутую часть трубопровода, между его корпусом и стенкой трубы должен оставаться зазор.

В месте загрузки патрона имеется крышка, которую закрывают, смещая ее в осевом направлении.

В этом трубопроводе паз для загрузки патрона закрывают крышкой, поворачивая ее по окружности.

При выгрузке патрона срабатывает электромагнит и выталкивает патрон наружу.

Патрон загружают в трубу, торец которой заключен в герметичный ящик.

На пульте станции пневмопочты имеется номеронабиратель для задания адреса.

БУМАЖКИ СОХРАНЯЮТ ПОЗИЦИИ

Чего же еще желать? Действительно, достижения техники не могут не изумлять. Однако почти всегда в бочку меда попадает ложка дегтя. Во всех случаях, кроме традиционной почты, мы имеем дело с виртуальными документами, а посылку или бандероль по электронной почте не передашь. При необходимости переслать реальный предмет в другой город или страну пока придется мириться с существующими скоростями средств транспорта, а вот для расстояний в пределах города у почтовой и курьерской служб (вспоминается реплика Хлестакова из бессмертного «Ревизора»: «По улицам курьеры, курьеры, курьеры… тридцать пять тысяч одних курьеров!») есть вполне приемлемая альтернатива. Это - пневматическая почта, которой исполнилось полтора века. Кстати, пневматическая почта может работать и в пределах одного здания, избавляя сотрудников от нудного хождения с бумажками по кабинетам.

Правда, сжатый воздух для передачи письменных сообщений по трубопроводу впервые применен в 1792 году в 50-метровой колокольне венского собора Святого Стефана. Колокольня соединялась со сторожкой трубой, по которой записки с сообщениями о замеченных в городе пожарах пересылались в специальном металлическом патроне.

Прототип пневматической почты придумал Роуланд Хилл, один из изобретателей почтовой марки. Он смоделировал размещенную под землей систему труб для ускорения пересылки письменных сообщений с помощью сжатого воздуха. По проекту Р. Хилла в 1854 году в Лондоне запустили первую линию пневмопочты длиной 200 м; по ней переправляли телеграммы из здания фондовой биржи в зал главного телеграфа. В 1858 году в том же Лондоне построили линию пневмопочты протяженностью 100 м. Ее автор - физик Кларк. В 1862 году заработала пневмопочта между лондонским вокзалом Истон и почтамтом Кемпден. Эти системы были не очень надежны, часто ломались, и их вскоре закрыли. Более совершенный проект предложил инженер Джонсон, и эксплуатация новых линий показала хорошие результаты. Для примера, расстояние в 300 м патрон сферической формы преодолевал за 11 с.

В Германии первая линия пневмопочты заработала в 1865 году в Берлине. Уже в 1875 году корреспонденция путешествовала по целой сети воздухопроводов, соединявших 15 почтовых отделений, которые были разбросаны по разным концам города. Самый длинный участок протяженностью 12 км контейнеры с почтой преодолевали за 35 мин.Существовала пневмопочта в Италии, во Франции и в Австрии.

В Праге до сих пор работает пневмопочта, открытая в 1899 году. Протяженность первых трубопроводов составляла всего несколько десятков метров, но уже к началу 1930-х годов была сформирована разветвленная сеть подземных труб, охватившая все районы города. По ней пересылают письма, телеграммы, периодические издания. Телеграмма из почтового отделения добирается до центрального почтамта всего за 5 мин.

Пражская пневмопочта обслуживает 46 абонентов - банки, крупнейшие предприятия и внешнеторговые организации, редакции центральных газет, телевидения, телеграфное агентство и 30 почтовых отделений. Центральная диспетчерская и воздуходувная установка размещены в здании почтамта, но все абоненты связаны не только с почтамтом, но и друг с другом. Всего возможны 1035 вариантов адресации. Ежемесячно по пневмопочте отправляют 35 000 патронов вместимостью до 600 г со счетами, телеграммами, письмами, газетами и журналами. Почтовые автомобили в часы пик могут двигаться по Праге со скоростью не выше 20 км/ч, а для пневмопочты часов пик просто не существует. Патроны «бегут» по трубам со скоростью 34 км/ч. В настоящее время под Прагой проложено почти 60 км трубопровода, пересекающего в трех местах Влтаву. Для обслуживания механизмов пневмопочты нужны всего пять человек. К тому же стоимость электроэнергии, расходуемой воздуходувной установкой, намного ниже стоимости бензина, затрачиваемого при перевозке почты автомобилями.

В 1892 году с первой линией пневмопочты в Новом Свете познакомились жители Филадельфии (США). Она соединила здания биржи и главного почтамта. На доставку каждого патрона от почтамта до биржи, расстояние между которыми составляло около 800 м, уходила 1 мин, а обратный путь занимал 65 с. То, что первым абонентом пневмопочты оказалась биржа, неслучайно. Ведь оперативная информация о деловой конъюнктуре помогала маклерам делать целые состояния.

В той же Филадельфии трубопроводом пневмопочты соединили главный почтамт с вокзалом Пенсильванской железной дороги. Здесь расстояние в 1,5 км преодолевалось за 1 мин 25 с. Вскоре пневмопочта появилась в Бостоне и Нью-Йорке. Трубы диаметром 8 дюймов на Нью-Йоркском почтамте заканчивались возле столов для сортировки и штемпелевания писем. Каждый патрон вмещал до 600 писем. Разветвленная сеть пневмопочты соединяла главный почтамт Нью-Йорка с почтовыми отделениями. Протяженность самого длинного участка составляла 5600 м, и по нему почта проходила за 7 мин. Ежедневно по трубам пересылали до 3 т корреспонденции.

В России пневматическая почта не завоевала сколько-либо заметной популярности. Ею были оборудованы лишь несколько почтамтов Москвы и Санкт-Петербурга, да и то она служила для перемещения корреспонденции только внутри зданий. Но зато, когда в 1938 году экипаж в составе В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой совершал полет рекордной дальности на самолете ДВ-2 «Родина», летчицы, находившиеся в разных отсеках, могли не только переговариваться по телефону, но и обмениваться посланиями по пневмопочте.

Пневмопочта связывала различные подразделения редакционно-издательского комбината «Правда», построенного в 1930-х годах. Но до наших дней она не дожила. А жаль, блестящие латунные трубы выглядели настоящим украшением интерьера.

ПО ТРУБАМ ТРАНСПОРТИРУЮТ НЕ ТОЛЬКО ГАЗ, НЕФТЬ И ВОДУ

В конструкциях всех систем пневмопочты обязательно присутствуют транспортные трубопроводы, станции приема и отправки, а также воздуходувные машины. В большинстве случаев корреспонденцию (документы, банкноты, другие мелкие грузы) пересылают в специальных контейнерах, или патронах. Существует и беспатронная пневмопочта. Она удобна тем, что не приходится возвращать патроны к пункту отправки. Но у нее есть и существенные недостатки: во-первых, для пересылаемых документов необходима специальная плотная бумага, а во-вторых, трубопроводы приходится делать прямоугольного сечения, а это трудно и дорого.

Воздухопроводы представляют собой трубы из стали, алюминия, латуни или даже асбоцемента (если они идут под землей), а в последнее время для труб используют поливинл-хлорид или прозрачный пластик. Диаметр труб колеблется от 37 до 120 мм.

Патроны имеют цилиндрический корпус, диаметр которого примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубы, с укрепленными на нем уплотнительными кольцами из фетра или кожи. Выбор материала колец объясняется тем, что он должен быть эластичным, чтобы в системе сохранялась герметичность при небольших отклонениях размеров трубы, и иметь небольшой коэффициент трения.

Как правило, трубопроводы не бывают прямыми, и в местах поворота радиус изгиба делают достаточно большим: тогда патрон не застрянет.

Патроны перед пересылкой запираются на замок, причем для сохранения конфиденциальности применяют кодовые замки (в настоящее время - на микрочипах).

Узлы загрузки и выгрузки патронов имеют две модификации. По одному варианту в трубе делают для патрона паз, который закрывается крышкой, перемещаемой в осевом или окружном направлении. При выгрузке патрона, когда открывается крышка, срабатывает электромагнит, и его сердечник выталкивает патрон.

В другом случае патрон загружается с торца трубы, находящегося в герметически закрываемом металлическом ящике.

НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ БЫ БЕЗ АДРЕСА

Когда патрон оказывается в трубе, важно помочь ему добраться до адресата. Как уже говорилось, патрон движется под давлением сжатого воздуха. Поскольку его масса не превышает 2 кг, давление от воздуходувки может не превышать нескольких долей атмосферы. Но компрессор должен обладать высокой производительностью: от этого параметра зависит скорость движения патрона.

Но заставить патрон «лететь» по трубе мало. Необходимо, чтобы он достиг нужного пункта назначения. Если станции приема и отправки соединены напрямую (линейная схема), то ему просто некуда больше деваться. Для автоматического возврата патрона прокладывают вторую линию параллельно первой.

Существует еще радиальная схема. Ее, как правило, используют, когда нужно пересылать отправления из нескольких пунктов в один, и, по сути, это совокупность нескольких линий.

Более сложный способ организации линии - кольцевой, когда вдоль трубопровода, замкнутого в кольцо, расположено несколько станций. Здесь без системы адресации не обойтись.

Если станций немного, информацию об адресе может нести сам патрон. Для этого на нем устанавливают два кольца с магнитами. Кольца вращаются относительно друг друга, и соответственно меняется угол между магнитами. Для большей точности установки магнитов кольца снабжают фиксаторами. На трубопроводе перед каждой станцией помещают индуктивные датчики. Если угол их расположения совпадает с углом расположения магнитов, срабатывает заслонка, и патрон останавливается на станции приема.

При большом числе станций для адресации на станциях отправки ставят пульты с кнопочными номеронабирателями. Каждая станция имеет свой код, и в момент отправки патрона станция приема уже готова к его приходу.

Наиболее сложно организованы системы пневмопочты с ответвлениями. По своей структуре они похожи на сеть железных дорог. Патроны движутся, как поезда, изменяя маршрут на стрелках. Для обеспечения бесперебойного движения на железных дорогах работают диспетчеры. В современных системах пневмопочты роль диспетчеров выполняют микропроцессоры. Они следят за тем, чтобы корреспонденция попала по нужному адресу, управляют работой стрелок и выбирают оптимальный маршрут следования.

Скорость движения патронов по трубопроводам достигает 45 м/с, и за час система пропускает до 2,4 тысячи патронов.

В МАГАЗИНАХ, БОЛЬНИЦАХ, НОЧНЫХ КЛУБАХ

В настоящее время услугами пневмопочты пользуются в самых разных областях. Кроме упомянутых почтамтов пневмопочта работает во многих банках. Там с ее помощью операционисты и кассиры пересылают платежные документы и наличные деньги. Это не только надежно и безопасно, но и обеспечивает более высокий уровень обслуживания клиентов, а также улучшает условия работы персонала.

На металлургических заводах сталь плавят в огромных цехах. Плавку контролируют, анализируя образцы в заводской лаборатории, а она неизбежно находится вдалеке от печей. Здесь пневмопочта незаменима, поскольку задержка в получении результатов анализа может свести на нет все усилия сталеваров.

Пнвмопочтой пользуются и в Российской государственной библиотеке. По ее трубопроводам из читальных залов в хранилища передают до 30 тысяч читательских требований в день. Кстати, когда в библиотеке еще только начинали проектировать пневмопочту, были предложения построить беспатронную систему, но не удалось достать особую, плотную бумагу, без которой, как говорилось выше, документы будут сминаться и застревать в трубах.

Бывает, к решению об организации пневмопочты приводят драматические, а то и трагические обстоятельства. Так, в одном крупном магазине Санкт-Петербурга при сдаче денег инкассатору в торговом зале произошло ограбление, и магазин лишился 2 млн рублей. Чтобы обезопасить себя в будущем, руководство приняло решение оснастить трубопроводами пневмопочты рабочие места кассиров.

Разумеется, небольшие магазины оборудовать пневмопочтой нецелесообразно - все-таки это стоит довольно дорого, но в гипермаркетах и магазинах мелкооптовой торговли «кэш-энд-кэрри», где деньги в кассе накапливаются быстро, она вполне себя оправдывает. Кассиру приходится часто закрывать кассу, чтобы отнести выручку, создавая тем самым неудобства для покупателей. Если же передавать деньги через специального посыльного, то возникают трудности с проблемой материальной ответственности.

Пневмопочта может не только выполнять сугубо утилитарные функции, но и превратиться в яркое шоу. В санкт-петербургском ночном клубе стойку бара связали с рабочим местом диск-жокея прозрачным трубопроводом, по которому клиенты посылали музыкальные заявки. В темноте летящий по трубе подсвеченный контейнер представляет собой очень яркое зрелище.

Но наибольшее распространение пневмопочта получила не в банках и торговых предприятиях, а в учреждениях здравоохранения. В клиниках с ее помощью пересылают карточки пациентов, рентгеновские снимки, анализы, снабжают операционные контейнерами с донорской кровью.

Не секрет, что причиной смерти пациентов в больнице часто становится так называемый человеческий фактор. При раздаче лекарств медсестра может отвлечься и перепутать медикаменты. Поскольку сейчас это, как правило, сильнодействующие средства, то вероятность трагического исхода весьма высока.

В больнице города Альбукерка (штат Нью-Мексико, США) работает робот с трогательным прозвищем Рози. Робот круглосуточно дозирует и сортирует лекарства для пациентов. За два с половиной года не произошло случая, когда бы пациенту было отправлено не то лекарство. Рози механической рукой наполняет таблетками висящие вдоль стен пакетики, на каждый из которых нанесен штрих-код пациента, вкладывает эти пакетики в конверты и отправляет их в палаты по трубопроводам пневмопочты. Медсестра с помощью сканирующего устройства считывает код с браслета на запястье пациента и сравнивает его с кодом на пакете. Только после этого лекарство попадает к больному.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. (2)Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. (3)И _____ современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, чтобы через считаные секунды адресат его получил.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.

2. Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.

3. Электронная почта - это наиболее эффективный современный способ обмена сообщениями.

4. Обмен информацией между людьми - главный двигатель прогресса.

5. Люди заинтересованы в том, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены почта, телеграф, телефон и радио.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. следовательно,

4. не только

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГЕНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ГЕНИЙ, я, м.

1. Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.

2. Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. (о том, кто чересчур высоко оценивает свои способности; ирон.).

3. В древнеримской мифологии: дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние). Злой г.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

донЕльзя

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

2. Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.

3. Необходимая принадлежность многих игр - это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.

4. Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.

5. По окончании производственной практики каждый студент должен ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о проведённой работе.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём

косвенных ПАДЕЖОВ

ОБЕИХ сестёр

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

здоровые ДЁСНЫ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Циолковский писал, что «основная цель моей жизни - продвинуть человечество хоть немного вперёд». 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) У хорошего оратора, тщательно подготовившись к выступлению, речь образная, эмоциональная и в то же время логичная. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Борис Шергин - «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут..пический

ав..нтюра

соприк..снувшись

приг..рать

компр..мисс

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..успел, пр..плёл

ра..жечь, бе..печный

пр..добрый, пр..кончил

о..гадать, на..кусить

н..длом, н..езд

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

усидч..вый

подчёрк..вать

затм..вать

отчётл..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

запиш..шь

закручива..мый

закле..вший

наполн..нный

накин..шь

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ преследователем серая птичка выпорхнула из кустов.

2. (НЕ)ВДАЛЕКЕ от дома начинался лес.

3. (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

4. Дуня (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.

5. (НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

2. Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

3. Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

4. Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

5. Лет сто назад (НА)ПРОТЯЖЕНИИ полувека на улице Московской в Курске располагалось (ДВУХ)ЭТАЖНОЕ здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

2. Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

3. На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

4. Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

16

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Через приоткрытую настежь дверь доносились голоса гостей и чарующие звуки музыки.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)В первой редакции «Мастера и Маргариты» встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и чёрной магии изображена не совсем так, как в том варианте, который мы привыкли читать. (2)Берлиоз объясняет молодому поэту Антоше Безродному (позже автор исправит на Ивана Бездомного), какую стихотворную подпись надо сочинить к уже готовому рисунку в журнале «Богоборец». (3)Поэт слушает своего наставника и при этом выводит прутиком на земле лик. (4)В этот самый момент в их разговор вмешивается загадочный иностранец. (5)Его приводит в горячий восторг воинствующий атеизм московских литераторов, но он желает удостовериться в прочности их безбожия. (6)Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. (7)Слабо? (8)Поэт конфузится, ему кажется такое предложение нелепым: действительно, с какой радости он должен отплясывать под чужую дудочку?

(9)Но Воланд, шпион душ человеческих, знает, как подобрать ключик к этому нехитрому замочку: он хихикает над трусостью лжеатеистов, которые только на людях богохульствуют, а глубоко в душе припрятали веру в Бога! (10)Так, на всякий случай! (11)Иванушка начинает топтать рисунок, чтобы у иностранца не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала «Богоборец».

(12)Позже Булгаков серьёзно переработал эту сцену, очевидно посчитав подобную провокацию представителя нечистой силы чрезмерно демонстративной, тенденциозной, почти фарсовой. (13)Но думается, что в черновом варианте очень явственно, чётко обнажена важная для Булгакова мысль: человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле. (14)Поэт, скорее всего, сам бы стёр свой механически начертанный рисунок, но Воланду важно было придать непроизвольным движениям глубоко нравственный, символико¬ритуальный смысл. (15)Лёгкая насмешка, хохоток, щелчок по самолюбию - и Иванушка под беззвучный смешок беса исполняет свой обрядовый танец: подошва его сандалий удаляет с поверхности Земли очертания священного лика.

(16)Кажется, ничего особенного не случилось! (17)Ведь не икону бросили в огонь, ведь не крестик швырнули на тело убитой старухи, как это сделал Раскольников... (18)Что тут такого? (19)Созданное на пыли и вернулось в прах! (20)Но за внешней пустячностью происшедшего таится роковой смысл, неоглядную глубину которого не может прозреть человек. (21)Нет, Солнце по-прежнему восходит на востоке, по-прежнему Волга впадает в Каспийское море, по-прежнему время с той же постоянной скоростью стекает в вечность. (22)Но что-то изменилось в глубинных пластах человеческой истории. (23)На каком-то важном изгибе жизнь круто изломилась, и всё пошло не так, как должно было пойти.

На чувство собственной важности. Однако в нашей шкале семи этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности . Человек, находящийся на определенном этапе развития , может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов , которые временами дают о себе знать. Также могут...

https://www.сайт/psychology/15236

Находимся в объединяющем этапе развития . Это восьмой этап после развития бесконечности (плакат № 1 "Этапы развития "). Когда я стал анализировать эту систему, оказалось, что длительность объединяющего этапа - 18,3 млрд. лет - включает развитие звездного мира, физико... есть ли Создатель, но созидающая система, являющаяся причиной для дуального мира, есть точно. Это МОНОМИР. Есть ли там личность , то есть, Создатель по отношению к дуальному миру, - надо разобраться. Но это меня сейчас не очень волнует...

https://www.сайт/journal/144569

Зависают как тело-ум в собственных иллюзиях и живут для себя любимого, попирая нравственные устои. Из этих рассуждений делаем вывод: Личность - это развивающаяся субстанция в происходящей действительности, отображающая своё развитие на данном этапе осознания. Личность развивается в происходящей действительности. Действительность - это Сущность ограниченного пространства, которая живёт по своим законам. Матрица - это существующие...

https://www.сайт/religion/112104

Течет легко и помогает миновать все препятствия. Но впоследствии поток энергии жизни часто уже не такой мощный, и все препятствия становятся заметнее. Зрелость Следующий этап развития – Зрелость. Это время, когда любая сущность или существо продолжает творить, но уже именно то, что создавало в момент юности. И если во время юности само...

https://www.сайт/religion/112070

Задачей первых есть: развить волю, умственные способности (обдуманность и деятельность). Воля бывает на различных ступенях развития , смотря по тому, над какой частью человека она преобладает. Три главные момента ее... воля, одаренная телесными, чувственными и разумными способностями человека; в этом положении дух человека восходит на высшую степень своего развития и совершенно отдаляется от всего вещественного и чувственного; в этом положении души разум мыслит только потому, что воля хочет...

https://www.сайт/psychology/11374

Этапы развития личности человека. Развитие человека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считать современного человека более интеллектуальным, ... на примере развития собственной личности . Как в период внутриутробного развития младенец, как бы повторяет всю эволюцию вида, так и после рождения человек, развиваясь, осваивая обычаи и традиции своего народа и своей семьи , ускоренно проходит всю историю своего народа. Самому раннему этапу развития человечества соответствует...